КОСМИЧЕСКИЙ "ТРАП" В НИКУДА

20.12.2007

Источник: Независимая газета, Юрий Караш КАРТ-БЛАНШ

Без пилотируемых комплексов космические корабли не нужны

На днях стало известно, что РКК "Энергия" разработала шесть проектов нового пилотируемого многоразового космического корабля. Два из них будут представлены на рассмотрение в Роскосмос. Это ведомство выберет окончательный вариант машины, которая должна заменить корабли типа "Союз". Подобные планы могут создать впечатление, что в космической деятельности России начались перемены к лучшему: создается новая пилотируемая техника, которая сменит "Союзы" , эксплуатируемые в СССР/России с 1967 года. Но дело в том, что на современном этапе освоения внеземного пространства космические корабли оправдывают себя лишь в том случае, если служат для доставки людей и грузов либо на околоземную станцию, либо на межпланетный комплекс.

Другими словами: космический корабль - это "трап" с поверхности нашей планеты к обитаемому объекту за пределами ее атмосферы. Сейчас у РФ есть доступ к одному такому объекту - МКС. Но доступ продлится столько, сколько будет летать МКС, то есть 10 лет. Прогноз основан на опыте эксплуатации орбитальной станции "Мир" - седьмой отечественной околоземной станции. В 2001 году, к моменту, когда она была сведена с орбиты, ей исполнилось 15 лет. Последние два-три года полета "Мира" его экипаж тратил значительную часть рабочего времени на решение технических проблем.

В феврале 2001 года, когда до затопления станции в Тихом океане оставался месяц, я спросил тогдашнего генерального конструктора РКК "Энергия" Юрия Семенова, сколько еще "Мир" смог бы пролетать. "Три, максимум пять лет, - ответил он. - В корпусе модулей из-за усталости металла, находящегося под постоянным давлением воздуха изнутри, накапливаются микротрещины. В какой-то момент станция уже не сможет удерживать собственную атмосферу".

Таким образом, один из главных создателей "Мира" отвел своему детищу не более 20 лет на орбите. Но МКС с точки зрения своей архитектуры и конструкции модулей представляет собой "растолстевший" "Мир". Срок эксплуатации станции отсчитывается с момента вывода на орбиту ее первого элемента. Для МКС - с 1998 года. Вывод: при самом оптимистичном прогнозе международная станция прекратит существование к 2018 году. Новый пилотируемый корабль при условии немедленного принятия решения о его разработке, строительстве и испытаниях (что практически невозможно) раньше, чем через четыре года, готов не будет. Значит, реальная потребность в нем как в транспортном средстве для МКС закончится через 6-7 лет после начала его регулярных полетов. После этого он станет либо летать по сценариям самостоятельных миссий "Союзов" конца 1960-х - начала 1970-х годов, либо возить "космических туристов" , либо обслуживать страны типа Малайзии, которые не имеют технических возможностей отправить в космос своих представителей. Ни один из этих вариантов не оправдает огромные средства и усилия, которые будут вложены в создание нового корабля.

Роскосмос же до сих не предложил крупного инновационного проекта в виде межпланетного комплекса, для обслуживания которого потребовалась бы машина лучше и больше, чем "Союз". По этой причине, даже если б МКС пролетала еще лет 20-30, потребность в новом корабле была бы все равно неочевидна, ибо с задачей доставки экипажей на станцию и обеспечения их спасательными средствами вполне справляются испытанные "Союзы".

Вне зависимости от конфигурации будущего корабля практические шаги по его созданию следует начинать лишь тогда, когда станет ясно, к какому пилотируемому комплексу он станет доставлять людей и грузы. В противном случае постройка преемника "Союза" уподобится сооружению дорогостоящего трапа для несуществующего океанского лайнера.

Юрий Юрьевич Караш - кандидат исторических наук, доктор наук (Ph. D. ) США по специальности "Космическая политика и международные отношения" , член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024