http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4c0817d3-db13-42cd-be0e-9e15c68ef67c&print=1
© 2024 Российская академия наук

ПРИЧУДЫ КЛИМАТА

14.05.2008

Источник: Гудок, БЕСЕДОВАЛ РОМАН МАРТЫНОВ



Александр Гинзбург, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА Физики АТМОСФЕРЫ ИМЕНИ А.М. ОБУХОВА РАН

ВАГОН-ЛАБОРАТОРИЯ ПОМОГАЕТ УЧЕНЫМ ИЗУЧАТЬ АТМОСФЕРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

- Почему ученые вашего института стали сотрудничать с ОАО "РЖД"?

- В последние годы наш институт наряду с исследованием климатических и атмосферных процессов большое внимание уделяет проблемам экологии и изучению атмосферных примесей. Проводить такие работы необходимо по всей стране.

Поэтому наши ученые при поддержке железнодорожников создали вагон-лабораторию "Тройка", который уже совершил свыше десяти рейсов по маршрутам Москва - Хабаровск, Северный Кавказ - Кольский полуостров, а в прошлом году объехал вокруг Москвы.

В ходе этих поездок мы исследовали влияние городов и промышленных предприятий на природу. Также мы занимаемся изучением роли погодных факторов на здоровье человека в рамках программы РАН "Фундаментальные науки - медицине".

Сегодня вагон-лаборатория, а точнее, сцепка из двух вагонов, стоит на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в подмосковной Щербинке. К сожалению, пока он уходит в экспедиции только тогда, когда Академия наук находит средства на их проведение. Но мы готовы выполнять заказы и других организаций.

Например, с помощью нашей "лаборатории на колесах" железнодорожники могли бы оценить состояние полосы отчуждения магистралей, определить проблемные места. Ведь основными загрязнителями территорий вдоль трасс являются не сами железные дороги, а расположенные поблизости промышленные предприятия и городские свалки, то есть окружающая среда.

-Есть ли подобные передвижные лаборатории за рубежом?

-Я задавал своим американским коллегам вопрос: "Почему вы с вашими финансовыми возможностями не хотите создать подобный вагон-лабораторию?" Они объяснили: "Это у вас больше половины дорог на электрической тяге, а у нас почти вся сеть - на тепловозной. Зачем нам мерить собственные загрязнения?"

А вот китайские ученые заинтересовались идеей создания вагона-лаборатории для измерения уровня вредных выбросов вдоль железных дорог. В прошлом году президент академии наук этой страны даже приезжал в Щербинку, чтобы увидеть нашу разработку. Можно подумать и о научном туризме - услуге, на железных дорогах пока нигде не предложенной. Скажем, вагон-лаборатория в составе специального поезда, в котором едут студенты - будущие экологи, проследует по маршруту Москва - Владивосток. В пути им будут читать лекции, они сделают замеры, изучат нашу природу. При хорошем менеджменте спрос, уверен, будет большой. Воплотило же ОАО "РЖД" идею создания "поездов здоровья", которую поддержали другие страны, в частности тот же Китай.

Причем вопросы экологии и медицины, здоровья человека тесно связаны между собой. Поэтому экологический вагон-лабораторию можно было бы включить и в состав отраслевых "поездов здоровья". Наши специалисты смогут измерять уровень загрязнения на тех или иных железнодорожных предприятиях, давать консультации по вопросам устранения вредных факторов производства, брать пробы воды и воздуха, отслеживая ситуацию в отдаленных районах. Так что, как видим, поле для взаимодействия ученых-экологов и железнодорожников весьма широкое.

-Как вы оцениваете проекты строительства новых железнодорожных линий в зонах вечной мерзлоты?

- Если смотреть на сто лет вперед, то там, где сейчас мерзлота, в перспективе могут быть болота. В представлении мировой науки большая часть современного потепления обусловлена деятельностью человека, в основном выбросами в атмосферу углекислого газа. Льды Северного Ледовитого океана тают даже быстрее, чем предсказывают разработанные модели климата. В районах вечной мерзлоты заметно возросла глубина летнего оттаивания почвы. Хотя в такой сложной климатической системе, как планета Земля, возможны длительные периоды как потепления, так и похолодания.

Эти многотысячелетние колебания климата не зависят от человеческой деятельности, и Земля сейчас должна находиться в фазе некоторого похолодания. А вместо этого весь двадцатый век и в начале двадцать первого идет потепление. Если с конца девятнадцатого века до 80-х годов двадцатого столетия самые чуткие приборы зафиксировали потепление на 0, 7 - 0, 8 градуса, то в последние 30 лет в некоторых регионах России температура поднялась на один градус.

В средние века был малый ледниковый период, затем наблюдалось небольшое потепление. Для человечества изменение температуры на один градус в течение нескольких столетий роли практически не играет, а вот когда потепление идет со скоростью градус в десятилетие, это уже принципиально другая ситуация: смещаются зоны земледелия, транспортные коридоры, стройки.

Например, почему для нефтяной отрасли таяние вечной мерзлоты имеет меньшее значение, чем для газовой? Дело в том, что нефть добывают южнее, в Западной Сибири, а газ - на Ямале. Поэтому только небольшая часть нефтяных трубопроводов лежит в вечной мерзлоте. А газопроводы, наоборот, проходят в этой зоне. При таянии мерзлоты реки, которые протекают в ней, начинают менять русло и рвут газопроводы. Поэтому, если ОАО "РЖД" планирует строить дороги в районах вечной мерзлоты, то специалистам нужно учесть эту особенность почвы: ледяной берег может когда-нибудь разморозиться и порвать мост. Сложность заключается в том, что наука не может дать однозначного ответа, в каком году растает, скажем, мерзлота на Ямале.

Ученые не могут так точно планировать будущее. Мы можем лишь дать информацию для экспертного решения, которое должны принимать во внимание специалисты - руководители различных отраслей народного хозяйства, в том числе и транспорта.