«Затянуть» часовые пояса

26.11.2009

Источник: STRF, Марина Σ Муравьёва



Российские учёные настороженно отнеслись к предложению Президента РФ сократить в стране количество часовых поясов

И советуют не торопиться со столь радикальными преобразованиями, которые глава государства изложил в послании Федеральному собранию.

Идея о сокращении часовых поясов оказалась в центре общественного обсуждения после того, как о ней заявил Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию: «Мы привыкли гордиться их (часовых поясов) количеством, потому что это казалось нам яркой иллюстрацией величия нашей родины. Действительно, это так. Но задумывались ли мы когда-нибудь серьёзно о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять страной, не приводит ли к использованию слишком дорогих технологий». По словам Президента, примеры других стран показывают, что можно обходиться и меньшей разницей во времени. Например, в США их 5, в Канаде — 6, в Австралии — 3, а в Китае, площадь которого сравнима с площадью всей Сибири, один общий для всей страны часовой пояс, который был введён в 1949 году. До этого страна была поделена на 5 часовых зон.

Справка STRF.ru:

По нынешнему временному делению Россия живёт уже почти 100 лет. Оно было принято после Октябрьской революции, 8 февраля 1918 года. Как говорилось в декрете Совета народных комиссаров, «в целях установления однообразного со всем цивилизованным миром счета времени в течение суток». Уже тогда около трёх десятков стран жили по часовым поясам с конца 80-х годов XIX века. Сама же идея расчертить Землю на 24 временные зоны, а за нулевую линию взять Гринвичский меридиан принадлежит канадскому инженеру-связисту Сэндфорду Флемингу. Большая часть мира до сих пор живёт именно по его поясному времени. До этого ориентировались по Солнцу.

Территория России располагается в 11 часовых поясах (со 2-го по 12-й включительно, всего их в мире 24). Время в самом западном городе страны Калининграде отличается от самого восточного Анадыря на 10 часов. Границы поясов проходят по границам субъектов РФ, только Якутия и Сахалинская область находятся в нескольких поясах — трёх и двух соответственно. При этом многие регионы, где была небольшая разница с Москвой, давно перешли на столичное время.

По мнению Президента, кроме сокращения поясов, следует также отказаться и от перехода на летнее и зимнее время. Эта проблема, в отличие от пересмотра часовых поясов, неоднократно поднималась в России. В частности, в 2008 году Госдума рассматривала соответствующий законопроект, который, правда, был отклонён в связи с тем, что депутаты тогда решили, что никакого статистически значимого эффекта в сфере энергосбережения эта отмена не даст. Однако спустя два дня после выступления Президента законопроект об отмене перехода на летнее и зимнее время был вновь внесён в Госдуму по инициативе «Единой России».

Учёные удивлены

Николай Касимов, декан географического факультета МГУ имени Ломоносова, академик РАН Предложение Президента пересмотреть количество часовых поясов многие российские учёные восприняли с недоумением. Они уверены: прежде чем принимать какие-либо решения по данному вопросу, требуется тщательный анализ проблемы, серьёзное и всестороннее исследование.

«Когда я услышал о том, что Президент поставил задачу сокращения часовых поясов, первой моей реакцией было удивление, — признался декан географического факультета МГУ имени Ломоносова, академик РАН Николай Касимов на пресс-конференции в «Аргументах и фактах». — Ни в научном, ни в экспертном сообществах не было реального обсуждения этой проблематики. И никто пока не привёл достаточно обоснованных и логичных аргументов, почему нужно менять часовые пояса. В настоящее время Россия практически полностью соответствует традициям, которых придерживаются в мире относительно времени. Если же руководство нашей страны видит в этом проблему управленческого плана, то мне бы хотелось, чтобы к её решению подключились ещё и учёные, провели исследования, подготовили свои предложения».

С коллегой согласился профессор кафедры экономической и социальной географии Географического факультета МГУ Вячеслав Бабурин, который высказался ещё более категорично: «Если нет крайней необходимости что-то менять, то менять ничего не надо». По его мнению, перед принятием решения о сокращении часовых поясов нужно провести исследования, связанные с географическим положением регионов, влиянием на здоровье человека, затратами электроэнергии.

«Недавно завершился съезд "Единой России", на котором в качестве основной идеологии партии был объявлен консерватизм. В связи с этим, надо полагать, партия собирается выступать за сохранение традиций, в том числе и временных, — заявил Вячеслав Бабурин. — Россия — огромная страна, в которой крайне неравномерно распределено население и экономический потенциал. Поэтому, говоря об изменении границ поясов, нужно учитывать данный фактор, то есть смотреть не вообще на территорию, а на те её части, где сконцентрировано основное население страны».

Для здоровья невредно

Проблемы, связанные с часовыми поясами, действительно существуют, но они настолько незначительны, что не заслуживают такого большого внимания, которое к ним сейчас приковано, заключает академик Касимов. Например, учёный признал, что для дискуссий есть основания по поводу перехода на зимнее и летнее время. «Наше время отличается на +1, — сказал Николай Касимов. — И это можно обсуждать: насколько данное решение, принятое несколько десятилетий назад, оказалось правильным для страны с точки зрения экономических, энергетических, медико-биологических позиций и прочее».

В обществе до сих пор не сложилось общепризнанного мнения относительно вреда для здоровья человека перевода стрелок при переходе на летнее и зимнее время. Всякий раз эта тема оказывается предметом споров, которые в конечном счёте ни к чему так и не приводят. Справка STRF.ru:

Идеи сократить в России количество часовых поясов и упразднить переход на летнее и зимнее время, озвученные президентом РФ Дмитрием Медведевым в его послании парламенту, одобрили 5 процентов россиян. Таковы данные опроса ВЦИОМ, который был проведён 21-22 ноября 2009 года, было опрошено 1600 человек в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России.

«Сдвиг на один час не оказывает вредного влияния на состояние здоровья, — уверена Светлана Степанова, главный научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, которая изучает проблему биологических ритмов. — Пороговая величина временного сдвига, которая ощущается нашим организмом, составляет два часа. В этом случае человек адаптируется к новым условиям через двое суток, соответственно если стрелки переводятся на три часа, то через трое и так далее».

Когда Президент заявил о проблеме поясов, Светлана Степанова постаралась составить схему возможного формирования, как она назвала, административных часов (географические пояса стабильны, изменить их нельзя, но на их базе можно создать административные, объединив, например, два географических).

В её схеме (которая не единственная, возможны и другие варианты) предлагается сформировать семь часовых поясов. В результате придётся переводить часовые стрелки к востоку от Москвы таким образом, чтобы утром жители этих регионов просыпались позже обычного. При этом максимальный временной сдвиг составит три часа (например, в районе Владивостока), а минимальный — один.

«Сам по себе трёхчасовой сдвиг не должен приводить к серьёзным нарушениям здоровья жителей, — считает Светлана Степанова. — Известно, что при перелётах с континента на континент с большой временной разницей, например, в 10 часов, у людей возможны нарушения сна, аппетита и т.д. Это продолжается в течение нескольких дней, пока человек не адаптируется к новым условиям. Введение административных часовых поясов также не окажет негативного влияния на самочувствие людей. Тем более что вставать им придётся позже на 1-3 часа. Правда, это будет сопровождаться сокращением светлого времени суток, доступного для нашего восприятия, то есть сумерки будут наступать раньше привычного. И это может стать негативно восприниматься людьми».

Пусть думают регионы

Ссылка Президента на опыт США и Китая учёным кажется не совсем правомочной. Например, Китай, который занимает один часовой пояс, располагает более компактной территорией по сравнению с Россией. К тому же около 80 процентов его населения сконцентрированы в восточной части страны.

Если говорить о других причинах необходимости изменения количества поясов, в том числе связанных с управлением страной, то, по мнению учёных, эти аргументы также не убедительны.

«Я думаю, эту проблему нужно решать на региональном, а не на федеральном уровне, — заключил академик Николай Касимов. — Скорее всего, ноги её растут с Дальнего Востока. Так пусть там и думают о возможных вариантах решения. Далеко не всем регионам страны следует ориентироваться на Москву. Южную часть восточной территории России, которая прилегает к Китаю, Японии, возможно, было бы логично интегрировать во временном плане с этими странами. И то же самое касается самой отдалённой западной части России, которая живёт между Европой и Россией. Так что в данном случае нужно смотреть на экономические связи этого региона со столицей, странами Европы. Я думаю, что большая часть связей Калининграда налажена с Европой, а не с Москвой».

Все эти аспекты проблемы требуют отдельного исследования, настаивают учёные. А вот заинтересованы ли в его проведении руководители страны — другой вопрос.



©РАН 2024