http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4c982e45-3a97-452c-9d33-4511faed77e7&print=1© 2024 Российская академия наук
Академик А.Э. Конторович, академик В.Н. Пармон, академик Г.А. Толстиков, академик В.М.Фомин, Сибирское отделение РАН, г. Новосибирск
Проблема реформирования академической науки в последние два года не покидает страниц многих российских газет. Публикуются интервью официальных лиц, соображения корреспондентов газет и просто желающих высказаться по поводу статуса науки.
В канун своего 70-летнего юбилея выступил с интервью в «Российской газете» Президент Российской академии наук академик Ю.С. Осипов. Вероятно, многие отметили, что ознакомились с первым за последние годы интервью Президента РАН, охватывающим главные вопросы, возникшие в связи с решением Правительства РФ провести реформирование РАН. Существует мнение, которое вполне возможно разделяется частью нашего академического сообщества, что Президенту РАН негоже отмалчиваться и чаще выступать публично.
Это мнение мы не поддерживаем по приводимым далее соображениям. «Служение муз не терпит суеты», - предупреждал великий поэт. Во все времена, будь то царские или советские, Президент Академии наук занимал высокое государственное положение. Во все времена не возникало необходимости Президенту выступать в качестве руководителя организации, которая должна в чем-то оправдываться, доказывая свое право на существование. Существовал негласный общественный договор о взаимном уважении и доверии между властью и Академией наук.
В новое время, когда, казалось бы, все в порядке с высоким положением Президента РАН, когда вся страна видит его по ТВ, заседающим на почетном месте за столом Правительства РФ, вдруг обнаруживается недовольство деятельностью РАН и выдвигается твердое решение о её реформировании. Что прикажете делать академику Осипову, совмещающему в одном лице Президента РАН и члена Правительства? Излагать перед обществом, что надводными и подводными течениями вынесло двоих – Осипова и Фурсенко – для участия в ристалище? Нет. На это Президент РАН пойти не мог. Мы считаем, что избрание в такой ситуации молчания является не самым слабым ходом. Фактически же руководимая Ю.С. Осиповым Академия наук не отмалчивалась. За последнее пятилетие от имени РАН, ее тематических отделений, групп ученых и отдельных специалистов в руководящие органы страны подано немало аналитических записок и рекомендаций по проблемам, затрагивающим жизненные интересы страны. Часть этих документов подписана Президентом РАН, а многие важные предложения перед подачей в высшие инстанции с ним обсуждались. Как члены Сибирского отделения РАН напомним о таких значимых рекомендациях сибирского академического сообщества, как «Концепция развития Сибири», «Развитие топливно-энергетического комплекса» и другие. Тем не менее, интервью Президента РАН состоялось. Нам хотелось бы поделиться своими впечатлениями. Мы понимаем желание Президента начать интервью с опровержения измышлений некоторых газет о превращении РАН в «клуб по интересам». Эти интересы, по мнению лихих корреспондентов, будут сконцентрированы на повышении жалования членам РАН. Кроме того, им милостиво разрешат проводить выборы новых членов.
Юрий Сергеевич не мог не выразить непривычно резкий протест по поводу публикации «полного бреда, который комментировать, вообще-то, не хочется». Комментировать все же пришлось. И не потому, что «достали», а потому, что дыма без огня не бывает, что, как сказано в интервью, «такие высказывания направлены против сложившихся с министром А.А. Фурсенко и многими его коллегами конструктивного уважительного взаимодействия, благодаря которому действительно достигнуты серьезные продвижения в решении реальных проблем российской науки».
Четкая позиция занята Ю.С. Осиповым по вопросам оплаты труда ученых, принципах стимулирования научной деятельности, управления имуществом. Эта позиция проста. Оплата труда ученых должна быть достойной, а его оценку нужно оставить за научным сообществом. Взаимоотношения власти с наукой должны основываться на доверии. Мы надеемся, что доверие к РАН со стороны высшего руководства страны не утрачено. Об этом можно судить по активному участию Президента страны В.В. Путина в решении проблемы переноса трассы нефтепровода в обход озера Байкал. Этот наглядный пример конструктивного взаимодействия высшего руководства страны с РАН обсуждается в интервью.
К числу важных вопросов, поднятых в интервью, относится обсуждение причин утечки научных кадров и сложностей с подготовкой научной смены. Мы разделяем убеждение, что главные причины - это низкая заплата, во-первых, и недостаточное финансирование институтов, во-вторых. Уход опытных специалистов из научных учреждений РАН и ограниченность притока молодежи вызвана тем, что уровень зарплаты не может обеспечить нормальный уровень жизни. Что касается материальной базы, то в большинстве институтов РАН она пока что вполне достаточна для получения серьезных научных результатов. Однако, если финансирование РАН останется на нынешнем уровне, то прогрессирующее отставание обеспечено. Причем не только от стран «семерки», но и от Китая, Индии и «тихоокеанских тигров». Кстати, есть чему поучиться у Кубы, обеспечившей финансирование разработок по созданию синтетических вакцин, что вынуждены признать, даже крупные специалисты США. И молодежь, желающая посвятить себя науке, об этом знает. Нужно создать условия, при которых наука России не будет иметь проблем с кадровым пополнением.
В этой связи решение Правительства о непременном сокращении численности сотрудников РАН выглядит слишком прямолинейным. По нашему мнению, нужен диалог, в котором должны быть разработаны основы промышленной политики государства и определены задачи, которые должна решить в этой связи РАН. Академии наук не привыкать принимать на себя решение самых насущных проблем страны. Кстати, РАН смогла бы принять самое активное участие в восстановлении отраслевой науки. Когда будут приняты политические решения касательно источников финансирования процесса воссоздания отраслевой науки – определять не ученым РАН. Мы убеждены только в том, что без отраслевой науки невозможен технологический прогресс в стране.
Касаясь проблемы реформирования РАН, следует сказать, что руководство РАН и ее институтов приложили немалые усилия для сохранения в стране академической науки в условиях, когда многим это сохранение казалось неосуществимым. От реформирования никто в РАН не отказывается. Однако этот процесс не должен обратиться в поход против науки, а значит и против интересов страны. Об этом главная забота руководства РАН, что и составило предмет интервью, данного Президентом РАН Ю.С. Осиповым вместе с академиком Н.П. Лавёровым.
На этом можно было бы поставить точку, но мы сочли невежливым обойти молчанием откровения некоторых газет, а также интервью К.В. Киселева из центра «Открытая экономика». Последний просто-таки зашелся в крике, рекомендуя, как он высказался, «господам из РАН прекратить спекулировать на авторитете Президента». Он, видите ли, понимает, тревогу научного сообщества и хочет его успокоить в том, что за газетными публикациями (за его откровениями тоже) «не прослеживается желание погубить то, что осталось от российской фундаментальной науки». Спасибо Вам, Константин Владимирович, утешили. Впрочем, мы рано обрадовались, ибо, как выясняется, мы, академики РАН, по четкой классификации, данной Вами в отношении работников академической науки, относимся к «немногочисленной группе «выдающихся ученых», которых Вы призываете не позволять больше «паразитировать на рабском труде обычных научных сотрудников и аспирантов». Полно Вам, мистер Киселев, вбивать клин в академическое сообщество, в котором гораздо больше, чем Вам кажется, памятливых людей. Навиделись, как крушили армию под лозунгом освобождения её от генералов и офицеров, эксплуатировавших солдатиков на строительстве дач. Как закрыли производство не только самолетов, но даже мыла и парфюмерии по причине никем не доказанной их неконкурентоспособности. Что касается «вонючего лаптя» и щей, упоминаемых Вами, то оставляем этот перл на Вашей совести. К тому же известно, что, наслушавшись пения соловьиного, многие граждане России «выбрали пепси». Благо это пойло потоком хлынуло в Россию вместе с полимером для изготовления бутылочек. Ведь химическая промышленность страны до сих пор толком подняться не может после того, как была накрыта зелено – демократо -приватизационной волной. Судя по Вашему горячему интервью, Вы, господин Киселев, человек, допущенный до самой сокровенной информации. Вы знаете, например, что «Путин прекрасно осведомлен о происходящем внутри академического сектора». Вы убеждены в том, что «ни одному дельцу, не связанному с мэрией Москвы или руководителями РАН, не придет в голову с этой землей связываться».
Не волнуйтесь. После лет, когда в России трудно было не только устанавливать правила игры, но и им подчиняться, в Академии наук много сделано по наведению порядка с использованием недвижимости. Вице-президент РАН Г.А. Месяц, отвечающий за свои слова, руководивший в РАН таким запутанным в России делом, как аренда площадей, недавно сказал, что, если бы в России повсеместно взяли на вооружение условия аренды, применяемые в РАН, то бюджет страны получал бы ежегодно не менее 200 миллиардов рублей. Цитируемые Вами, господин Киселев, указания Президента страны руководство РАН знает и выполняет. Нам представляется, что Вам нужно успокоиться. Президент страны человек мудрый. Наверняка он знает, что отношения с Академией наук удавалось сбалансировать как при императорских величествах, так и при генеральных секретарях. И всякий раз это делалось во благо страны.
Некоторые газеты тоскуют о каком-то политическом решении, призванном разрубить гордиев узел в духе героини незабвенной Фаины Раневской. «Девочка, что ты хочешь: чтобы тебе голову оторвали или на дачу взяли»? А нам ничего больше не остается, как вспомнить книгу академика В.Е.Тарле «Наполеон». Знаменитый историк пишет, что однажды император отдал такой приказ министру полиции: «Человек этот делает слишком много пошлостей. Отнимите у него редактирование газеты». Наполеон, разумеется, был диктатор и о свободе прессы не слыхивал. Но все же, все же…
Однако вернемся к первому интервью. С Юбилеем Вас, глубокоуважаемый Юрий Сергеевич! Спасибо, Николай Павлович, за удачное сопровождение Президента РАН в важном интервью.