http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4e5b217d-15b1-4f85-9401-5db17ec82331&print=1© 2024 Российская академия наук
Для безопасного освоения Арктики необходима развернутая программа научных исследований, обсуждение которой нужно вынести на повестку международного форума "Арктика - территория диалога", сказал РИА Новости заместитель директора Института географии РАН, заместитель председателя Московского городского отделения Русского географического общества (РГО) профессор Аркадий Тишков.
"Сейчас элементарно не хватает средств для транспортного обеспечения научных экспедиций, работы ограничены территориями вдоль берегов, вокруг населенных пунктов, полярных станций.
Есть районы, которые не посещались десятки лет, и мы не знаем, что там делается", - отметил он.
По мнению ученого, нельзя начинать добычу углеводородов или строительство транспортной инфраструктуры, не зная состояния природы и возможных экологических последствий для нее, которые можно оценить только путем научных исследований.
"Важно, чтобы на форуме "Арктика - территория диалога", который пройдет в Архангельске 21-24 сентября, прозвучали позиции руководства страны в отношении развития академических и прикладных исследований в Арктике", - подчеркнул Тишков.
Ученый считает наиболее важной для России проблему определения границ континентального шельфа. РФ рассчитывает к 2013 году подготовить обновленную заявку в Комиссию ООН по морскому праву. Если Россия докажет, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то сможет получить право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров в Арктике и на разработку колоссальных месторождений нефти и газа на треугольнике Чукотка - Мурманск - Северный Полюс.
Однако не меньшее значение нужно придавать выработке особого режима хозяйствования в Арктике, который позволил бы осваивать ресурсы, не истощая их и не разрушая природу региона. Среди необходимых мер эксперт перечислил ограничение использования неэкологичного транспорта и технологий, действия по сохранению живой природы - создание устойчивой сети охраняемых территорий, проведение научных исследований и циркумполярный мониторинг состояния среды.
"Если на первом форуме обсуждался максимально широкий круг вопросов, то сейчас все будет конкретно и по-рабочему. Арктику и ее ресурсы надо осваивать. Однако нельзя начинать добычу углеводородов или строительство транспортной инфраструктуры, не зная состояния природы и возможных экологических последствий", - добавил Тишков.
Арктическим странам необходимо не соперничество, а сотрудничество в изучении и освоении, поскольку "только научная кооперация позволит лучше знать природу Арктики и прогнозировать ее будущее", отметил эксперт.
Второй международный форум "Арктика - территория диалога", организованный РГО, пройдет в Архангельске 21-24 сентября.
Основная тема форума - формирование транспортной системы как фундамента для развития арктического региона. Речь пойдет о развитии коммерческого и научного судоходства, полярной авиации, морских и воздушных портов, транспортного коридора Северного морского пути. Также на форуме будут затронуты вопросы обеспечения комплексной и экологической безопасности, создание механизмов предупреждения чрезвычайных ситуаций и борьбы с ними, проблемы рационального использования природных ресурсов и повышения качества жизни коренных народов региона.
Ожидается, что форум посетят около 400 ведущих ученых и экспертов, политики, главы приполярных стран и регионов, представителей крупнейших бизнес-структур.
Первый международный форум "Арктика - территория диалога", организованный РГО при информационной поддержке РИА Новости в Москве в сентябре 2010 года, стал началом российской инициативы по обсуждению вопросов мирного и устойчивого развития Арктики.
Среди более 300 человек, посетивших форум, были премьер-министр РФ Владимир Путин, князь Монако Альбер II, президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон.