http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4e93b671-0995-4adf-a7cc-f563cb817709&print=1© 2024 Российская академия наук
В конце минувшего года под председательством академика-секретаря Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН академика РАН Фортова В.Е. состоялось общее собрание ОЭММПУ РАН, посвященное проблемам авиации.
Следует отметить, что такая повестка дня для отделения и всей Российской академии наук выбрана совершенно не случайно. Многие члены РАН не только непосредственно связаны с авиацией или космонавтикой, с разработкой их систем и вооружения. Они являются гордостью отечественной авиационной и космической науки. Среди них члены Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН, присутствовавшие на этом собрании, академики РАН: Анфимов Н.А., Бюшгенс Г.С., Коротеев А.С., Легостаев В.П., Матвеенко A.M., Новожилов Г.В., Северин Г.И., Семенов Ю.П., Тищенко М.Н., Федосов Е.А., Шипунов А.Г., Черток Б.Е., члены-корреспонденты РАН: Дмитриев В.Г., Желтов С.Ю., Лебедев В.В., Михеев С.В., Погосян М.А. и многие другие. На общем собрании Отделения присутствовали более 130 академиков и членов-корреспондентов РАН. С первым докладом, который был посвящен совместным исследованиям компании "Сухой" и институтов РАН в решении современных проблем развития авиастроения, выступил генеральный директор ОАО "Компании "Сухой", член - корреспондент РАН Погосян М.А. Было отмечено, что такое сотрудничество продолжается уже много лет и соответствующий договор предполагается пролонгировать до 2010 года в целях:
модернизации самолетов, разработанных в интересах ВВС России и экспорта;
разработки перспективного авиационного комплекса нового поколения;
создания перспективных комплексов гражданского назначения.
В докладе было отмечено, что решение многих проблем в области авиастроения могут базироваться на исследованиях, которые ведутся и могут взять на себя институты РАН. Достаточно многие их исследования носят прорывной характер. К ним относятся:
создание интегрированного комплекса бортового оборудования нового поколения;
разработки комплекса технологий для осуществления малой заметности;
разработки высокопрочных материалов и нанотехнологий для увеличения ресурса элементов конструкции планера и обеспечения эксплуатации по техническому состоянию;
разработки новых технологий в области композиционных материалов с целью снижения стоимости и веса элементов конструкции;
разработки методик численных исследований и практических расчетов для снижения потери тяги, уменьшения массы конструкции, снижения уровня звукового давления в силовых установках нового поколения;
разработки CALS - технологий для всех этапов жизненного цикла самолета от маркетинговых исследовании и создания научно-технического задела, до послепродажного обслуживания и утилизации;
разработки "электрического" самолета".
Доклад Погосяна М.А. вызвал живой интерес у присутствовавших в зале, так как многие из них являются руководителями институтов РАН, которые непосредственно участвуют в реализации программ компании "Сухой". Исследования в интересах этой программы ведутся в Вычислительном центре им. А.А. Дородницына РАН, в Институте проблем механики РАН, в Институте машиноведения им А.А. Благонравова РАН, в Институте физики прочности и материаловедения СО РАН и в других институтах РАН.
С не менее интересным докладом, вызвавшим много вопросов и положительных откликов присутствующих в зале, выступил научный руководитель ФГУП "ГосНИИАС", академик РАН Федосов Е.А. Он рассказал о современных системах управления в авиации, причем докладчик остановился на системах управления как современных гражданских самолетов, так и современных многофункциональных боевых авиационных комплектов.
Среди многих проблем управления самолетами гражданской авиации была выделена проблема разработки "среды" высокоавтоматизированной системы воздушных перевозок, которой должен удовлетворять самолет 21 века. Требования, которые выдвигает комплексная транспортная система 21 века, должны закладываться в разработку самолета уже сейчас и включать в себя:
"среду" информационных технологий проектирования производства и послепродажного обслуживания и эксплуатации (виртуальное предприятие);
"среду" международных сертификационных процедур и технологий;
"среду" международного воздушного пространства, аэропортов, систем обслуживания пассажиров и грузов и систем обеспечения безопасности.
Как путь реализации указанных проблем в докладе была рассмотрена архитектура взаимодействия всех объектов среды высокоавтоматизированной системы УВД в концепции CNS/ATM, а также конкретные технологические и технические решения, такие как:
интеграция УВД и операционного контроля авиакомпаний за движением воздушных судов;
развитие УВД на основе технологии "автоматического зависимого наблюдения - вещательного (АЗН-В) с внедрением в УКВ линии передачи данных режима 4;
разработка систем раннего предупреждения об опасном сближении с землей и систем усиленного видения в режиме захода на посадку;
внедрение принципов "свободного" полета (оптимизированная 4-х мерная навигация);
активное участие в международной программе интегрированной модульной авионики.
К ключевым компонентам интегрированной авиационной боевой системы нового поколения докладчик отнес:
комплексную разведку и мониторинг боевых действий (средства космической и авиационной разведки: долго барражирующие самолеты разведки, разведывательные системы на основе БЛА);
крупномасштабные информационно-управляющие сети;
"электронные" модели района боевых действий;
системы и средства связи;
высокоточное навигационное и картографическое обеспечение (включая системы ГЛОНАСС и GPS);
автоматизированное планирование операций и подготовка боевых заданий;
высокоточные средства поражения. Далее в докладе были также рассмотрены некоторые конкретные технические решения вопросов управления многофункциональными боевыми самолетами.
С докладом о работах ГНЦ ЦАГИ им, Н.Е.Жуковского в области современного авиастроения выступил заместитель председателя ВПК при Правительстве РФ, член-корреспондент РАН Дмитриев В.Г., который долгое время возглавлял этот прославленный институт. Были рассмотрены проблемы аэродинамики, разработки новых материалов, авиационного двигателестроения и приборостроения, в решении которых участвует ЦАГИ.
В этом докладе была показана динамика изменения приоритетов основных факторов, определяющих эффективность гражданской авиации от 50-70-х годов до рубежа XXI века с учетом прогноза развития пассажирских перевозок по всему спектру зон дальности.
Основные результаты фундаментальных исследований ЦАГИ легли в основу Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". В докладе были показаны пути развития авиационных конструкций за счет совершенствования аэродинамических компоновок, повышения эффективности силовых установок, использования аэроупругости, применения систем активного управления обтеканием, нанотехнологии, новых материалов и систем. Была показана возможность САLS-технологии для технического совершенствования летательных аппаратов различного типа. В докладе были изложены также приоритетные направления создания гиперзвуковых летательных аппаратов различного назначения.
В заключении было указано:
разработка перспективной летательной техники возможна только при создании необходимого научно-технического задела на основе широкого использования различных направлений авиационной науки;
авиационная наука - источник новых ключевых технологий;
внедрение ключевых технологий повышает конкурентоспособность и боевую эффективность авиационной техники нового поколения.
С болью и надеждой за судьбу отечественной авиации в прениях выступили генеральный директор АО НПП "Звезда", академик РАН Северин Г.И., Генеральный конструктор Вертолетного НТК им. Камова, член-корреспондент РАН Михеев С.В., а также академики РАН: Фортов В.Е., Климов Д.М., Фаворский О.Н., Черток Б.Е. и другие.
В целом, собрание ОЭММПУ РАН прошло в конструктивной обстановке, а поставленные проблемы и предложенные пути их решения вселяют надежду на возрождение отечественного авиастроения и активное участие в этом процессе Российской академии наук.