Форум
Войти
Регистрация в портале
Карта сайта
Расширенный поиск
Архивное дело
Видеоматериал
Документ с номером
Информация о статье
Мероприятие
Новость
Организация
Персона
Проект
Публикация
Раздел хранилища файлов
Сообщение форума
Файл
Фоторепортаж
Электронная коллекция
Об Академии
Президиум РАН
Структура РАН
Члены РАН, почётные звания
Государственное задание РАН
Фундаментальные научные исследования
Экспертное научное обеспечение
Научные советы, комитеты, комиссии
Научно-издательская деятельность
Популяризация науки
Новости, пресса
Профсоюз работников РАН
Версия для печати
Вернуться к списку
Минобразования забраковало почти четверть школьных учебников
14.10.2005
Источник: Газета
Экспертиза школьных учебников
Последние данные об итогах экспертизы школьных учебников обнародовало Министерство образования и науки в среду, 12 октября. По состоянию на 4 октября 2005 года на экспертизу поступило в общей сложности 240 учебников и учебных пособий, из которых эксперты успели рассмотреть 130. Лишь 78 учебников получили положительные заключения. Таким образом, эксперты забраковали почти четверть школьных пособий по разным предметам. Как пояснил министр образования и науки Андрей Фурсенко, «учебники не проходят экспертизу потому, что в них огромное количество ошибок, в ряде случаев грамматических». При этом, по словам министра, «речь не о вкусовщине, а о том, что учебники не удовлетворяют элементарным требованиям к учебной литературе».
Большая часть учебников, не вызвавших нареканий экспертов (49), предназначена для начальной школы. Впрочем, в девятнадцати учебниках для первоклашек эксперты все же обнаружили ошибки, сделанные авторами, либо опечатки, допущенные издательствами. В качестве примера была приведена задача по арифметике для младших классов: «У кошки Мурки родились щенята, два черных и один белый. Сколько всего щенят родилось у кошки Мурки?».
С пособиями для учеников среднего и старшего школьного возраста дело обстоит хуже. Так, по данным Минобрнауки, из шести учебников по русскому языку экспертизу прошли лишь три, по литературе — три из восьми, а по иностранным языкам – три из двенадцати. Из четырех же школьных учебников по истории положительных заключений экспертов не получил ни один. Так, в одном из них утверждалось, будто Цицерон был греком, а в другом — что Наполеон выиграл битву при Ватерлоо. Как оказалось, относительно хорошего качества лишь школьные учебники по музыке, изобразительному искусству и мировой художественной культуре. Из восьми представленных на экспертизу учебников по этим предметам положительную оценку получили семь.
Впрочем, с точки зрения экспертов, ситуация с качеством школьных учебников не является критической. «78 из 130 — это просто хороший показатель», — заявил заместитель председателя комиссии по учебникам Российской академии образования (РАО) Михаил Рыжаков. По его словам, чем больше плохих учебников будет отбраковано экспертами, тем меньше их попадет в школу, а это тоже хорошо. Пока же, отметил он, через новую, «академическую» экспертизу прошло меньше десяти процентов учебников, находящихся сегодня в обороте, так что основная работа еще впереди.
Новые правила экспертной оценки школьных учебников были введены лишь в 2005 году. С этого времени экспертиза учебников проходит в два этапа. Сначала специалисты Российской академии наук (РАН) следят за тем, чтобы учебники соответствовали современным научным представлениям и не содержали грубых фактологических ошибок. После этого учебник поступает в РАО, комиссия, которой должна убедиться, что он «соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся», то есть будет ему понятен. Лишь учебники, одобренные обеими инстанциями, получат министерские грифы «Допущено» и «Рекомендовано» для преподавания в школе, а затем войдут в федеральный перечень учебников для общего образования. Из них и будут в основном сформированы школьные библиотеки. Правда, негрифованные учебники в школе тоже попадаются. Но их, по оценке Михаила Рыжакова, не больше одного-двух процентов общего количества учебников. Грифы действительны пять лет с момента присвоения. И те, что были получены по старым правилам, без участия экспертных советов РАН и РАО, как подчеркнул Михаил Рыжаков, отменены не будут. Так что по учебникам, которые попали в школы до введения экспертизы РАН и РАО, будут продолжать учить детей, пока они совсем не истреплются или не закончится срок их грифования, даже если возникают вопросы по их качеству.
Подразделы
Новости
Бюллетень "В защиту науки"
Публикации в прессе
Дайджесты
Архив прессы
Интервью ученых
Фоторепортажи, фильмотека
Объявления
Газета научного сообщества "Поиск"
Объявления
19 - 21 ноября 2024 года
V Всероссийская конференция «Турбулентность, динамика атмосферы и климата»
Вакансии
Сводные данные о результатах проведения специальной оценки труда
Утвержденные значения нормативных затрат на выполнение работ гоударственного задания Санкт-Петербургского отделения РАН на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Утвержденные значения нормативных затрат на выполнение работ государственного задания региональнвх отделений РАН на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов