http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4ec939bc-30b0-4632-b44d-c23e9dbeb920&print=1© 2024 Российская академия наук
Ученые уверены, что проект постановления, который ранее разработало Минпросвещения, предъявляет необоснованные требования к участникам просветительской деятельности и накладывает на них лишние ограничения
Новый проект постановления, регулирующий просветительскую деятельность, который разработало Минпросвещения, накладывает необоснованные ограничения на участников такой деятельности, документ сырой и недоработанный, считают опрошенные РБК эксперты.
Речь идет о документе, который устанавливает порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в образовательных организациях России, его ранее разработало Минпросвещения. Он определяет просветительскую работу как деятельность, ведущуюся на основании договоров об оказании услуг.
По условиям проекта постановления, к сотрудникам организаций или физлицам должны применяться такие же ограничения, как к педагогическим работникам: они не должны иметь определенные судимости, заключение о недееспособности или болеть определенными заболеваниями (согласно ст. 331 Трудового кодекса). Кроме того, они должны быть совершеннолетними и иметь как минимум двухлетний опыт в образовательной сфере.
Помимо этого, считают в Минпросвещения, юридические лица, желающие заниматься просветительской деятельностью, не должны быть включены в реестр иноагентов.
«Самый главный недостаток этого постановления заключается в том, что постулируется, что просветительская деятельность осуществляется на основании договоров об оказании услуг. Если человек без всяких договоров хочет высказать какое-то мнение о важном достижении в сфере науки и высоких технологий, то это делается, как правило, на основе свободного информирования населения, в том числе в интернете», — прокомментировал инициативу Минпросвещения вице-президент РАН Алексей Хохлов. Он подчеркнул, что ученые информируют население о современных достижениях науки, считая это важной миссией, и не получают за это деньги.
«Кроме того, совершенно непонятны и ограничения на просветительскую деятельность в организациях образования, — добавил Хохлов. — Например, мы приглашаем иностранного профессора, нобелевского лауреата прочитать лекцию о своих научных достижениях на фестивале науки «Наука 0+». Ежегодно к нам приезжают несколько нобелевских лауреатов из-за рубежа. Согласно проекту постановления, им нужно будет предоставлять справку об отсутствии судимости, об отсутствии социально опасных заболеваний и так далее? Это странно звучит», — уверен академик.
Попов подчеркнул, что проект постановления, подготовленный Минпросвещения, по сути, приравнивает просветительскую деятельность к педагогической, тогда как закон об образовании говорит о том, что это две «принципиально разные деятельности». Ученый отмечает, что в этом случае предъявлять к ним одинаковые требования неразумно.
Он также напомнил, что в рамках просветительской деятельности часто проходят разовые мероприятия. «Какого-то эксперта позвали прочесть одну лекцию, и часто это будет бесплатная лекция — как сегодня «Библионочь» проходит. Это разовая вещь, и никто не будет нести миллион справок, которые там, по сути, требуются. Поскольку, чтобы заниматься педагогической деятельностью, у нас необходимо представить справку об отсутствии судимости, о том, что человек не состоит на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах, представить другие медицинские справки», — подчеркнул Попов.
И Хохлов, и Попов выразили надежду на то, что документ, регламентирующий просветительскую деятельность, будет существенно доработан.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай, отметила, что, поскольку проект предъявляет требования именно к людям, которые планируют осуществлять просветительскую деятельность в образовательных, научных организациях и организациях в сфере культуры, то он прямо не ограничивает людей, ведущих работу вне этих организаций. Поэтому с формальной точки зрения, например, лекции на YоuTube не должны подпадать под новое постановление, считает она.
«Тем не менее уже сейчас очевидно последовательное стремление «зарегулировать» всю сферу просвещения и распространения знаний, позволяющих людям свободно формировать и выражать взгляды, — подчеркнула Тягай. — Это дает основание полагать, что нормы актов в данной сфере будут применяться избирательно и толковаться произвольно, что может привести в том числе к расширенному или суженному толкованию содержания комментируемого постановления».