В России будет четыре вида высшего образования
17.11.2022
Источник: НГ,17.11.2022, Наталья Савицкая
Но
все-таки специалитет – чуть-чуть "выше" остальных трех
Большинство российских вузов
использовало до недавних пор двухуровневую систему «бакалавр–магистр». Доля
специалитета в образовательном процессе высшей школы с каждым годом становилась
все меньше и меньше. Тем не менее в последнее время в связи с отказом от
участия в Болонском процессе появились сомнения в целесообразности дальнейшего
использования двухуровневой системы. Теперь уже все чаще появляются призывы
построить собственную систему высшего образования. Движение идет очень даже
интенсивно.
Прямо сейчас в России действуют две
системы высшего образования. Классическая – специалитет, срок обучения по
которой составляет 5–6 лет. И двухуровневая – бакалавриат и магистратура.
Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному
направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который
предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года.
Точку в этих метаниях между «Болонкой» и
специалитетом поставило Министерство науки и высшего образования РФ. Оно,
министерство, подготовило поправки к закону «Об образовании», по которым
программы специалитета станут ведущими в системе высшего образования России,
особенно в части подготовки востребованных кадров, говорится в законопроекте,
опубликованном для общественного обсуждения на сайте проектов нормативных
актов.
Итак, «в Российской Федерации
устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее
профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование
– специалитет; высшее образование – магистратура; высшее образование –
подготовка кадров высшей квалификации».
При этом «лица, имеющие высшее образование
– специалитет, имеют право за счет средств соответствующего бюджета поступить
на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры по направлениям
подготовки, преемственным полученной ими специальности». В этом случае,
продолжительность обучения в магистратуре составит один год.
Планируется, что предлагаемые изменения
начнут действовать с 2024 года.
Министерство просвещения РФ, учитывая
актуальную ситуацию, с привлечением профессионального сообщества, начало
действовать в этом направлении уже сегодня. Оно сформировало программу «Ядро
высшего педагогического образования». В основе – единые принципы и подходы к
подготовке педагогических кадров, и опора в этой программе сделана именно на
специалитет.
Впрочем, продолжаются дискуссии и поиски
новых методик обучения, которые позволят сократить продолжительность получения
базового высшего образования до 2–3 лет за счет концентрации необходимых
будущему молодому специалисту дисциплин. Мало того, эпоха быстрой подготовки
кадров в России может начаться уже в ближайшие 5–7 лет. Об этом заявили
эксперты на конференции «Национальная технологическая революция 20.35»,
состоявшейся в Санкт-Петербурге.
Перспектива сокращения сроков обучения
обусловливается быстрым технологическим развитием, считают авторы заявления.
Пока студенты заканчивают классическое образование в течение шести лет,
технологии, использовать которые обучались студенты, уже устаревают, и на смену
им приходят новые. Это, в свою очередь, требует изменения методик обучения –
таков общий смысл рассуждений участников и экспертов на конференции.
Следовательно, нужен некий фундаментальный образовательный задел и далее –
набирать необходимые компетенции краткосрочными модулями.
По словам ректора «Университета 2035»
Вадима Медведева, в ближайшее время новых специалистов, с одной стороны, ждет
сокращение периода обучения за счет концентрации знаний, усиленная
профессиональная переподготовка и персонифицированное обучение с вниманием к конкретным
индивидуальным качествам человека, а с другой – заниматься развитием своих
презентационных навыков надо всю жизнь, в любом возрасте.
В общем, немного утрируя: можно ли
окончить университет со скоростью курсов повышения квалификации? Медведев
уверен, что можно. Судя по всему, министр науки и высшего образования РФ
Валерий Фальков с этим не согласен...
Также популярна среди спикеров повестки
следующая формулировка: выбор специалитета или двухуровневой системы зависит от
конкретных направлений подготовки. Например, экономистов всегда готовили пять
лет. Надо бы вернуться! О медицинском образовании в данном контексте вообще
речь не может идти. Никто не пойдет лечиться к недоучке. Для подготовки
инженеров тоже нужен специалитет и т.д.
Так что пока мысль большинства
руководителей ведомств работает на увеличение срока обучения, а не на
сокращение его. Технологии технологиями, но надо бы еще учитывать и психофизиологические
особенности и способности самого человека.
Не менее популярны разговоры об
образовательной модели «2+2+2», иногда – с включением в нее «индивидуальной образовательной
траектории». «2+2+2» – в бакалавриате студент первые два года осваивает общую
программу, а потом может заняться углубленным обучением или сменить
направление. Позже ко всему этому добавляются еще два года магистратуры.
Кстати, эксперты считают, что это снизит количество отчислений на первых курсах
из-за разочарования в выбранной при поступлении специальности.
Вдобавок ко всему, первые два года
студента нужно дотянуть по профильным дисциплинам до приемлемого
университетского уровня, а также дать ему возможность познакомиться с разными
кафедрами и возможностями всего вуза. Ведь обычно недавно поступивший учиться
студент очень мало знает о перспективах и направлениях внутри вуза. И первые
два года обучения помогут ему в этом сложном выборе. Впрочем, если хорошо
присмотреться… И эта система не нова. В советские времена была своя подготовка
к учебе в вузе, и называлась она «рабфак».
Так что заявление относительно
сокращения срока обучения до 2–3 лет, а потом «дообучения» в течение всей своей
жизни с помощью разных курсов едва ли жизнеспособно. Даже в ближайшие
годы.