http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4f072cf0-f435-4ba0-acc4-79b307728a61&print=1
© 2024 Российская академия наук

ПРИТЯЖЕНИЕ ЗВЕЗДЫ

16.03.2007

Источник: Поиск, Юрий ДРИЗЕ

Академик Бах собрал вокруг себя талантливых ученых. Их дело продолжает институт, носящий имя выдающегося исследователя

В середине 30-х годов минувшего уже века это скромное по сегодняшним меркам здание находилось на окраине Москвы. Еще несколько домиков, а дальше огороды. Здесь в 1935 году открылся Институт биохимии АН СССР, здесь же располагалось и Отделение биологических наук. Актового зала не было, заседания Ученого совета проходили в коридоре. Ученых в этой области работало тогда совсем немного, и почти все они собрались в институте. Какие это были имена - таланты, определившие пути развития не только отечественной, но и мировой биологической науки! Основоположники направлений и школ: А.Курсанов (физиология растений), А.Белозерский, В.Энгельгардт, А.Баев (молекулярная биология), А.Опарин (эволюционная биохимия, проблемы происхождения жизни), А.Теренин, А.Красновский (фотобиохимия), Н.Сисакян (биохимия субклеточных структур), Д.Талмуд (структура белка)... А собрал этих замечательных ученых основатель института и его первый директор академик Алексей Николаевич Бах. И сегодня по мемориальным доскам на здании Института биохимии им. А.Н.Баха РАН (Ленинский пр-т, 33) можно изучать историю биологической науки. Когда корифеи уходили отсюда, часто чтобы возглавить новые организации, частичку себя они все же оставляли. И сейчас в старом здании находятся лаборатории не менее десятка академических институтов.

- Алексей Николаевич Бах (на днях научная общественность отмечает 150-летие со дня рождения светила нашей науки), - рассказывает нынешний директор Института биохимии профессор Владимир ПОПОВ, - начинал как революционер. Он был исключен из Киевского университета без права поступления в другие высшие учебные заведения за участие в так называемых студенческих беспорядках и сослан. Вступив в организацию "Народная воля", написал ставшую известной брошюру "Царь-голод". Спасаясь от охранки, бежал за границу и неожиданно сменил сферу деятельности: за сравнительно короткое время стал известным ученым. Поработав в Париже, осел в Швейцарии, где возглавил Общество естествоиспытателей страны. За свои новаторские работы в начале 1917 года получил почетную степень доктора honoris causa Лозаннского университета. Публиковался в престижных научных журналах. После февраля 1917-го уже немолодым человеком вернулся в Россию, проявив себя еще и незаурядным организатором науки. В 1918 году создал Центральную химическую лабораторию, ныне Физико-химический институт им. Л.Я.Карпова, а в 1935 году - наш институт (до сих пор мы храним стол, за которым работал Алексей Николаевич). Умер Бах в 1946 году, ему было почти 90, но еще при жизни - редкий случай в нашей истории! - институт стал носить его имя.

Академик-секретарь Отделения химических наук АН СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда, орденоносец, основатель журнала "Биохимия"... Не в последнюю очередь благодаря личности директора в годы репрессий не пострадал практически ни один сотрудник института. Сегодня популярны среди ученых Баховские чтения, есть премия имени Баха. Это дань выдающемуся ученому за многочисленные фундаментальные исследования. Он внес достойный вклад в изучение проблем ферментативного катализа, фотосинтеза, фиксации атмосферного азота, биологического окисления. Поразительный факт: до сих пор есть ссылки на оригинальные работы Баха. Одна из них - перекисная теория медленного окисления (публикация 1897 года!). Механизмы, которые он обнаружил в клетке и описал, как признано сегодня, существуют и действуют. Эта работа дала мощный импульс для дальнейших исследований. Много внимания ученый уделял вопросам внедрения научных разработок в практику. Одно из прикладных направлений, основанное классиком, связано с биологической системой очистки сточных вод. Он и здесь был первым. Институт очень много сделал для становления технической биохимии, его фундаментальные исследования и практические разработки помогали развивать пищевую промышленность. Здесь создавали условия хранения плодоовощной продукции, технологию чайного производства и виноделия, а еще быстрый метод производства шампанского. Здесь зародилась витаминная промышленность. Расцвет института, его взлет приходятся на конец 1950-х годов. В 1957 году в Москве проходил первый очень представительный международный конгресс, посвященный теории происхождения жизни, - безусловная заслуга сподвижника А.Баха академика А.Опарина. В конгрессе участвовало девять действующих и будущих нобелевских лауреатов.

Конечно, институт не избежал и потрясений. Как и вся наука, мы пережили глубочайший кризис середины 1990-х. Если подсчитать все деньги, которые институт получил в 1998 году (самое тяжелое время как будто было уже позади), и разделить на число сильно поредевших сотрудников, то на одного человека приходилось меньше 2 тысяч долларов в год. Сегодня эта сумма увеличилась примерно до 15-20 тысяч - минимальная величина, оттолкнувшись от которой можно двигаться дальше. Для сравнения: в Польше этот показатель достигает 50 тысяч долларов, в Португалии и Греции - 90 тысяч, в развитых странах - 200-250 тысяч. В преуспевающих фирмах - 350 тысяч и выше. Однако стенать по этому поводу было бессмысленно, нужно было работать.

Даже в условиях кризиса институт сумел сделать немало. В начале 1990-х мы потеряли самых перспективных молодых ученых, прекрасно работавший Совет молодых ученых института уехал почти полностью. Во весь рост встала проблема кадров. "Мотором", движущей силой послужили молодые сотрудники призыва 1980-х годов. С идеями у нас никогда не было проблем, сегодня, впервые за несколько лет, появились, наконец, и деньги. Последствия налицо: средний возраст сотрудников не увеличивается, наоборот, даже слегка уменьшается (нашему среднестатистическому кандидату наук сейчас 40). Но если раньше завлабов подпирали амбициозные, энергичные старшие научные сотрудники, то сейчас их нет. Если перейти на язык военных, то у нас в достатке генералов и полковников, есть необстрелянная молодежь, но нет капитанов и старлеев. Однако и здесь намечаются перемены к лучшему. Сейчас у нас более 40 аспирантов. Впервые за много лет несколько человек (а это талантливые ребята) после аспирантуры не ушли, а остались в институте.

Сегодня институт стремится сочетать исследования по фундаментальным проблемам с инновационной деятельностью, что создает новый импульс для дальнейшего развития института. Пока из-за нехватки кадров, приступая к очередному проекту, мы вынуждены перегруппировывать силы, концентрируя их на основных направлениях. Чего еще нам не хватало в недавние годы, так это уверенности. Нужно было вдохновить коллектив, заявить о себе, напомнить, что институт обладает огромным опытом и наработками в области биотехнологии (так теперь называется техническая биохимия). Самый эффективный способ избавления от комплексов - успешная работа. Вот что нам удалось сделать за последние несколько лет.

Институт разработал тест-систему для определения фенилкетонурии - тяжелого врожденного заболевания. Если не обнаружить его вовремя и не купировать, то в дальнейшем оно приведет к умственной отсталости и преждевременной смерти. И сегодня все новорожденные России проходят через наш тест. Мы создали микробиологическую технологию очистки воздуха для вредных производств, в ней нуждается множество предприятий, такие, например, как лакокрасочные, а еще очистные городские сооружения. За эту работу коллектив ученых института удостоен Премии Правительства РФ. Правда, работают наши установки пока за рубежом - в Великобритании, Корее. Но сегодня их, наконец, начинают осваивать и в России. Крупная организация - Мосводоканал - собирается использовать установки на некоторых своих подразделениях.

Еще одна наша инновационная разработка - так называемый быстрый тест для обнаружения наркотиков в организме. Казалось бы, потребность в нем огромная. Тестирование просто обязаны проходить водители, железнодорожники, летчики, словом, те, в чьих руках жизнь людей. А на деле получается, что метод мало кому нужен. В некоторых штатах США даже школьников подвергают подобному тестированию, а у нас нельзя: мол, это нарушает конституционные права человека, свободу его личности. Но мы идем дальше: основываясь на глубоких фундаментальных исследованиях, разрабатываем быстрые тесты для диагностики туберкулеза, других тяжелых заболеваний.

Институт активно занимается коммерциализацией своих разработок, у нас уже есть некоторый опыт продвижения на рынок наших газоочистных установок и "быстрых тестов". На очереди - востребованные потребителем медицинские изделия на основе биопластиков и биоразлагаемых полимеров (хирургические шовные нити, изделия для стоматологии, лицевой и пластической хирургии, кардиостимуляторы), обеспечивающие совместимость с тканями человеческого организма. Это и новые методы получения экологически чистых древесно-волокнистых плит на основе биосвязующих, и новые ферменты для применения в пищевой, текстильной, целлюлозно-бумажной промышленности, сельском хозяйстве. Промышленность и медицина заинтересованы в этих разработках, так что планов у нас много.

Сегодня мы концентрируем свои силы в основном на двух направлениях: на разработке промышленных и медицинских биотехнологий. У нас есть определенные достижения в создании, например, маркеров для ранней диагностики рака предстательной железы. Существующие в настоящее время методы недостаточно эффективны, а новый маркер поможет обнаружить тяжелейшее заболевание и тем самым облегчит его лечение.

Мы пытаемся управлять ростом мышц. Если нам это удастся, то медики смогут лечить больных, страдающих от разных видов миодистрофии, спасая их от инвалидности, а стариков от возрастного перерождения мышц. Эти исследования очень важны и для профессионального спорта. Специалисты получат возможность достаточно точно рекомендовать вид спорта, в котором дети и подростки добьются наибольших результатов. Во всем мире ведутся интенсивные исследования в этой области, и мы также стремимся внести свой вклад. Предварительные результаты вселяют в нас оптимизм.

В дальнейших наших планах - получение биотоплив из растительного сырья. Разработка новых методов утилизации различных отходов, например пера, остающегося на птицефабриках. Сегодня на стол потребителя попадают лишь 50% потенциально доступного белка, мы же хотим довести этот показатель до 70%. Задача поистине гигантская, но мы надеемся с ней справиться и получить белок отличного качества. Его можно будет добавлять во всевозможные продукты, делать отличный корм для животных. Эти проекты поддержаны Роснаукой. В своих исследованиях мы стремимся быть достойными уровня, заданного выдающимся основоположником нашего института, - Алексеем Николаевичем Бахом.