http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4f9e1af4-b825-44d5-ab01-435b13cf7267&print=1
© 2024 Российская академия наук

Финляндия: ставка на инновации

12.10.2007

Источник: STRF, Марина Муравьёва



Финляндия считается страной победившего хайтека, а её национальная инновационная модель признана одной из наиболее эффективных в мире. И это притом, что ещё несколько десятилетий назад в стране не было ни развитой промышленности, ни сильной научной базы, да и проведению фундаментальных исследованиях здесь никогда не уделялось первостепенного значения. В чём же секрет инновационной успешности Финляндии?

Всего за пару десятков лет финская экономика переориентировалась с природных ресурсов на наукоёмкое производство. И сегодня Финляндия является одним из общепризнанных лидеров в инновационной деятельности. Так, в 2003 году Международный институт развития менеджмента (Лозанна, Швейцария) признал Финляндию самой конкурентоспособной экономической зоной среди стран с населением менее 20 миллионов жителей. А в 2004-м Всемирный экономический форум в Давосе присвоил Финляндии второе место в рейтинге самых конкурентоспособных стран. Составители рейтинга учитывали общее состояние экономики, концентрацию наукоёмких производств, а также объём инвестиций в НИОКР и образование (только Израиль и Швеция опережают Финляндию по объёмам финансирования инновационной деятельности).

В конце 70-х годов именно увеличение инвестиций в научно-исследовательскую деятельность стало решающим фактором, способствовавшим быстрой смене ориентиров финской экономики. Даже в период общеэкономического спада начала 90-х годов объём финансирования науки не только не сокращался, а продолжал возрастать, хотя и более медленными темпами.

Финляндия стала первой страной, принявшей концепцию национальной инновационной системы как основного элемента политики в сфере науки и технологии. На практике это означало увеличение количества предприятий, в основе деятельности которых лежали инновации и ноу-хау, а также укрепление организаций, занимающихся исследовательской деятельностью.

Одна из основных целей социальной политики Финляндии — гарантия качественного и доступного для всех образования. По результатам Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment — PISA) финские школьники демонстрируют лучшие в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) результаты по математике и естествознанию, имеют самые высокие показатели грамотности. Интерес к учёбе не ослабевает и у старшего поколения. Более половины работоспособного населения страны ежегодно участвует в программах обучения «для взрослых» «Для экономики, построенной на инновациях, необходимо готовить высокообразованных работников во всех сферах деятельности, — отмечает главный советник министерства просвещения Финляндии Илкка Турунен. — Инновационное общество не может существовать без школы, которая поощряет людей к поиску творческих подходов, принятию рискованных решений и открытости ума».

Сегодня в систему высшего образования Финляндии входят 20 университетов и 28 политеков (высших профессиональных школ). Университеты ведут научные исследования, дают базовое и последипломное образование. Политеки представляют собой многоотраслевые региональные вузы и ориентируются в основном на прикладные исследования.

По словам Илкки Турунена, система высшего образования Финляндии переживает сейчас бум популярности, причём интерес к финскому образованию проявляют не только соседи — шведы, норвежцы или русские, но и немцы, англичане и голландцы. Финские вузы предлагают до 400 международных учебных программ на английском языке. За последние десять лет количество обучающихся в них иностранных студентов возросло почти вдвое: полный курс обучения ежегодно проходят свыше семи тысяч человек, примерно столько же учатся по программам обмена.

Далеко не последнюю роль играет доступность образования в Финляндии. Финские вузы предлагают до 400 международных учебных программ на английском языке. За последние десять лет количество иностранных студентов возросло почти вдвое: полный курс обучения ежегодно проходят свыше 7 тысяч человек, примерно столько же учатся по программам обмена. В основном в Финляндию едут китайцы, русские, шведы, эстонцы и немцы Во многих странах университеты рассматривают иностранных студентов, прежде всего, как источник дополнительного дохода, а финские вузы финансируются государством и стремятся заработать не на обучении, а на эффективном применении выпускниками полученных знаний и на развитии международных исследовательских проектов.

О престиже учёных заботится государство

При определении основных линий инновационной политики в Финляндии исходили из того, что успех во многом определяется качественным последипломным образованием и поощрением научной деятельности. Первые в этой стране школы последипломного образования были созданы в 1995 году. Их основная цель — улучшение качества подготовки исследователей в процессе работы над диссертацией и расширение возможностей международного сотрудничества. В прошлом году в Финляндии работали 124 такие школы, в которых последипломное образование получали полторы тысячи человек.

«В Финляндии высок престиж профессиональной деятельности учёного, так что в талантливых исследователях, обучающихся в докторантуре, не ощущается недостатка, — подчёркивает Илкка Турунен. — По сравнению с другими странами, у нас выше доля исследователей в математике, технике и естествознании. Поэтому именно в этих направлениях у нас имеются хорошие перспективы в плане научно-исследовательской и инновационной деятельности».

В то же время представитель министерства отмечает, что необходимо и дальше укреплять систему подготовки учёных-исследователей, целенаправленно вкладывая в это средства.

Академия не скупится

По объёму инвестиций в научные исследования Финляндия относится к числу ведущих стран мира.

В 2006 году на науку государство выделило 1,6 миллиардов евро. Около 80% средств распределяют министерство торговли и промышленности и министерство просвещения Финляндии. В частности, финансирование вузовской науки (основная доля фундаментальных исследований страны и часть прикладных) идёт через Академию Финляндии — контролируемый министерством просвещения центральный научный административный орган. В состав Академии входят комитет по науке и шесть комиссий: по естественным, медицинским, сельскохозяйственным, техническим, общественным и гуманитарным наукам.

Как отмечает Илкка Турунен, в вопросах финансирования для Академии Финляндии приоритетными являются четыре направления исследований: в области медицины, биологических наук и окружающей среды; культуры и общества; естествознания и техники. «При выделении средств Академия рассчитывает, что финансируемые проекты будут способствовать не только развитию финской науки, но и укреплению международного сотрудничества, — подчёркивает представитель министерства просвещения. — А ещё мы стремимся к установлению гендерного равноправия в науке, поэтому особенно стараемся поощрять подачу заявок на получение грантов со стороны женщин-исследователей». Однако каковы бы ни были гендерные приоритеты, гранты получают только те учёные, которые проводят качественные, перспективные на мировом уровне исследования.

В среднем за год в Академию поступают заявки с общим объёмом финансирования 1,2 миллиарда евро. При этом положительные решения обычно выносятся на сумму около 250 миллионов евро. Большая часть бюджетных средств направляется университетам. В 2006 году по линии Академии Финляндии им было выделено 257 миллионов евро, что составило 15% от общих затрат государства на науку. В выполнении научных проектов вузов было задействовано около трёх тысяч исследователей.

Что скажете о финском чуде?

У российских учёных, имеющих давние контакты с финскими коллегами, есть своё объяснение тому, как Финляндия, не развивая фундаментальную науку, смогла добиться весомых результатов в инновационной деятельности.

«Я бы не стал говорить, что в Финляндии не делают ставку на развитие фундаментальных наук. Скорее, они не стремятся её развивать изолированно от остального мира, — считает ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Николай Вахтин. — Результаты фундаментальных исследований, которые ведутся в мире, доступны для всех. Если страна небольшая, вроде Финляндии, то ей совершенно необязательно стремиться развить всё у себя, создавать некое феодальное хозяйство. Насколько я могу судить, финны активно используют то знание, которое производят в других странах. Характерно, что в университетах Финляндии многие курсы читаются на английском приглашёнными профессорами — американцами, канадцами, Если страна небольшая, вроде Финляндии, то ей совершенно необязательно развивать все научные направления у себя. Результаты фундаментальных исследований, проводимых в мире, доступны для всех. Финны активно используют то знание, которое создают в других странах. Поэтому в университетах Финляндии многие курсы читаются по-английски приглашёнными профессорами немцами, англичанами и т.д. То есть они ни в коем случае не изолируются в своей финской самобытности и не стремятся быть закрытой научной системой. Они полностью вошли в Болонский процесс, и даже в значительной степени возглавляют его. Финны активно поддерживают идею трансграничных университетов».

По мнению Александра Сунгурова, завкафедрой прикладной политологии Санкт-Петербургской высшей школы экономики, успех Финляндии во многом объясняется её целенаправленной работой в укреплении международного сотрудничества. «Финские учёные проводят множество различных конференций, семинаров, круглых столов, затрагивая самые актуальные проблемы мировой науки, приглашая для участия как представителей академической науки, так и вузовской, отраслевой. Например, мне как политологу понравился конгресс исследователей истории России, который проводился в Финляндии в 2000 году. То есть финны создают площадки для обсуждения интересных тем. Специалисты приезжают, высказывают свои суждения, наблюдения, делятся опытом. Так рождается новое знание, которым могут распоряжаться все участники мероприятия».

Вместо послесловия

В мире сложилась модель успешных государств, которые, не имея собственной базы фундаментальной науки, смогли добиться значительных результатов в инновационной деятельности. Опыт Финляндии доказывает, что экономику, основанную на знаниях, можно построить не только опираясь на академическую науку. Финляндии удалось войти в число мировых постиндустриальных лидеров (равно как и Швеции, Израилю и ряду других стран) благодаря целенаправленной политике государства, эффективному взаимодействию с бизнесом и долгосрочным вложениям в науку, инновации и образование.