Игорь АГАМИРЗЯН: АКАДЕМИЯ НАУК, ЗАНИМАЮЩАЯСЯ СОБСТВЕННЫМ РЕФОРМИРОВАНИЕМ, СРОДНИ ВРАЧУ, ПЫТАЮЩЕМУСЯ САМОМУ СЕБЕ СДЕЛАТЬ ТРЕПАНАЦИЮ ЧЕРЕПА

16.10.2006

Источник: Sciencerf, Татьяна Бархатова



Справка: Агамирзян Игорь Рубенович – директор по стратегии Microsoft в России и СНГ.

Игорь Рубенович, какие шаги должно предпринять государство, чтобы заработала экономика знаний?

Я твердо уверен, что основные инвестиции сегодня должны быть в образовательную систему, в подготовку тех кадров, которые смогут и создавать новые технологии, и жить в мире новых технологий. Сегодня технология стала социокультурным фактором, она определяет язык бизнеса, международную среду общения, и люди, не владеющие этим, не смогут жить в новом мире глобальной экономики знаний.

Российское правительство достаточно много делает в этом направлении. Существует программа по внедрению информационных технологий Интернета в школах, развивается национальный проект «Образование», соответствующие университеты получают финансирование. К сожалению, этого недостаточно, и бизнес подменить собой государство не сможет. Бизнес активно участвует в этих процессах, работает с университетами, со школьной системой. Не только мы, фактически любая транснациональная корпорация принимает в этом участие, как и многие российские крупные компании, но подменить государство в полном объеме никто никогда не сможет. Если в России не будет решена задача создания эффективной системы образования, качественной и предоставляющей необходимые для экономики кадровые ресурсы (а на сегодняшний день наша система образования отстала не на пятнадцать, а, может, на двадцать пять лет), то эффективного экономического развития в ближайшие годы трудно будет ожидать.

Что может предпринять бизнес в этих условиях, как он может повлиять на систему образования?

Бизнес выискивает критически важные для себя точки. Как любой бизнес, любая коммерческая компания работает с целью извлечения прибыли в интересах своих акционеров. Поэтому рассчитывать на то, что бизнес будет решать в больших объемах задачи, не связанные с его коммерческой деятельностью, трудно. Несмотря на социальную ответственность, на благотворительные программы, которые есть, в академической среде бизнес, вне всякого сомнения, фокусируется на тех проектах, которые представляют интерес для каждой компании. Это не только западный бизнес, но и российские компании тоже.

Традиционно в российских вузах существовала система базовых кафедр. Как правило, это были «представительства» исследовательских институтов в каком-то университете или учебном институте. В последние годы появилось новое явление: коммерческие компании открывают свои базовые кафедры в университетах. И западные, и российские компании активно этот сектор развивают. Но это делается в интересах конкретного бизнеса конкретной компании. Для того, чтобы решать эту проблему системно, это должно делаться государством в кооперации с бизнесом, который готов участвовать, поддерживать и финансово, и на идеологическом уровне, но решение должно идти от государства. К сожалению, у нас слишком сильная тенденция к торможению реформ в системе образования. Если это будет долго продолжаться, ни к чему хорошему это не приведет.

В чем причины такого торможения?

Их много. В первую очередь, это отсутствие политической воли. Образовательная среда весьма консервативна. Кто-то привел аналогию в связи с реформой академии наук, что заставлять академию заниматься этим равносильно тому, чтобы заставлять врача самому себе делать трепанацию черепа. Университеты, как и академия наук, больше всего заинтересованы в сохранении статус-кво. Даже те изменения, которые они делают, оказываются скорее декоративными, чем существенными. Я думаю, это может быть в разных формах. Я не готов давать готовые рецепты, но мне симпатична идея greenfield’a, когда заново создаются соответствующие структуры с чистого листа, потому что существующие структуры очень плохо подвергаются реконструкции. Это в российско-советской практике уже было. Именно так создавался МФТИ, Новосибирский университет, когда строили Академгородок и т.д. Опыт есть. Нужны лидеры на том уровне принятия решений, на котором это решение можно принять.



©РАН 2024