С УМНЫМИ ХЛОПОТНО. ЧЕМ УЧЕНЫЕ НЕУГОДНЫ ВЛАСТИ?
12.06.2015
Источник: Поиск,
Моргунова Елена
“Пушкин, тайную свободу пели мы вослед тебе, Дай нам руку в непогоду, помоги в немой борьбе!” - с блоковского обращения начался на Суворовской площади в Москве митинг тех, “чья профессия не политическая борьба, а способность добывать знания и передавать их ученикам”.
“Требую признать Минюст Агентом невежества”, “С умным - хлопотно”, “Нобелевские лауреаты - иностранные агенты: каждому заграница платит миллион. Хорошо, что у нас их больше не будет” - с такими лозунгами около 3,5 тысячи человек - ученых, преподавателей, студентов, общественных деятелей, научных журналистов - вышли на улицу, чтобы заступиться за науку и образование. Поводом для столь активных действий стало признание “иностранным агентом” одного из лучших частных фондов России - “Династия”, организованного российским предпринимателем Дмитрием Зиминым для поддержки научных и образовательных проектов, а также для популяризации исследований.
“Российская власть всегда настороженно и с недоверием относилась к науке, образованию и просвещению, - начал свое выступление член Общества научных работников доктор физико-математических наук Андрей Цатурян. - Это можно понять, ведь свободно мыслящие люди невольно задают власти неудобные вопросы, ставят под сомнение ее компетентность, эффективность, честность”. По словам А.Цатуряна, в последние годы на науку и образование “напустили опричников”, отдав эти сферы им на разграбление. Среди негативных изменений, которые произошли недавно или происходят, - слияние трех академий, объединение институтов, сокращение числа научных работников в академических организациях, принятие законов, которые ставят под угрозу развитие науки и образования. Андрей Цатурян призвал объединиться борцов с фальшивыми диссертациями, членов независимых профсоюзов учителей, врачей, преподавателей вузов, научных работников, чтобы “защитить будущее страны”, “удержать Россию в семье цивилизованных народов”.
По мнению академика Владимира Захарова, одного из самых цитируемых российских ученых, предстоящие изменения могут привести к полному разрушению всего научного сообщества. Он считает, что грядут самые опасные для науки преобразования. “Путин неосторожно сказал, что надо повысить ученым зарплату так, чтобы она была вдвое выше, чем по региону. Теперь готовится новый законопроект. В результате 2/3 ученых придется сократить, а остальным увеличить зарплату, но на конкурсной основе, чтобы они подавали заявки на гранты и боролись за них. Это будет катастрофа для науки”, - считает ученый.
Сотрудник института ядерных исследований РАН Борис Штерн отметил, что “при нынешней власти не стоит ждать расцвета науки”. Он напомнил финал романа Рея Бредбери “451 градус по Фаренгейту”. Когда все было сожжено, остались люди, которые выучили наизусть книги: “Это Джонатан Свифт, это Дарвин, а там - целый город - полное собрание сочинений Бертрана Рассела, каждый житель выучил по нескольку страниц”. “Если все умрет, останутся люди: человек-астрофизика, человек-космология, - считает Б.Штерн. - Это большое богатство. Задача сообщества - организовать просветительскую работу, которая станет достойным ответом и продолжит дело “Династии”.
Эту точку зрения поддержал и развил физик Михаил Фейгельман: “Надо думать не о том, в какое положение нас поставили, а о том, как в этом положении выглядеть достойно. Фонд “Династия” преподал нам отличный пример, как можно и должно достойно себя вести. Самое лучшее, что мы можем сделать, - продолжить дело фонда”.
Исторический вызов усмотрел в событиях последних недель директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский. “Наше будущее теперь зависит от солидарного горизонтального действия. - сказал он. - Задача - создать структуры, в которых простые обычные люди, не столь талантливые бизнесмены и эффективные менеджеры, как Зимин, будут объединяться и совместными усилиями менять ситуацию”.
Ведущий семинаров Полит.ру Борис Долгин не уверен, что хорошие рецепты полезных действий, прозвучавшие на митинге, приведут к должному эффекту. Но он считает, что нужно в ответ на борьбу с просвещением усилить просветительскую работу.