Академик Петр Глыбочко: Наша задача - снизить количество врачебных ошибок
01.07.2022
Источник: Российская газета, 01.07.2022, Ирина Краснопольская
В
вузах России стартовала приемная кампания. Где и какое количество бюджетных
мест, мест целевого набора? Обучение онлайн или личное присутствие? Не уходят
страсти вокруг Болонской системы образования. Вопросов много. И это объяснимо:
качество специалистов - это качество нашей с вами жизни. А уж если речь о
подготовке врача... Об этом говорим с ректором Первого Московского
государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова академиком
Петром Глыбочко.
Петр Витальевич! Вы руководите старейшим
крупнейшим медицинским вузом: университет основан... в 1758 году. Тогда в
России впервые в Императорском московском университете был создан медицинский
факультет - первое в стране медицинское училище. Сложно поверить, что ведущий
столь современный медицинский вуз страны такой древний.
Петр Глыбочко: Древность,
если она современна, если хранит лучшие традиции, особенна притягательна.
Родословная ко многому
обязывает...
Петр Глыбочко: Абсолютно
согласен. Высшая медицинская школа всегда отличалась тесной связью
образовательного процесса с будущей профессиональной деятельностью. Обучение
проходило "у постели больного": все выпускающие кафедры работали на
клинических базах или сами являлись клиниками. И мы эту систему сохраняем и
приумножаем.
В день сегодняшний: а Болонская
система?
Петр Глыбочко: Болонская
система не сказалась на программах Сеченовского университета. Мы развивали
программы специалитета, сочетая современные образовательные решения в
клинической медицине и лучшие традиции российской школы. Интеграция высоких
технологий в медицину потребовала разработать новые инструменты для
практической подготовки специалистов. Начиная с первого курса, наши студенты
работают в симуляционных центрах, учатся в Институте электронного медицинского
образования, используют дистанционные технологии. По уровню и качеству медицинского
образования российская система во многом превосходит мировую.
Сколько бюджетных мест ждет
абитуриентов?
Петр Глыбочко: В
эту приемную кампанию Сеченовский университет подготовил 1943 бюджетных места
для обучения по 21 программе. Конкурс стабильно высокий. В прошлом году средний
балл ЕГЭ на бюджетные места по специальности "Лечебное дело"
составлял 98-99 баллов, а проходной - 289. И это естественно: задача сохранять
и поддерживать здоровье людей никогда не потеряет важности. И необходимость в
высококвалифицированных врачах никогда не иссякнет.
Сейчас
Сеченовский оканчивают более 2300 медицинских специалистов различного уровня:
бакалавров, специалистов, магистрантов, аспирантов и выпускников программ
среднего профессионального образования. Об уровне свидетельствует то, что более
тысячи дипломов - с отличием. Наиболее многочисленной остается программа
специалитета - 2260 человек, из них почти 500 - иностранные граждане.
Ведь Сеченовский университет
первым создал национальную систему медицинского образования по принципу
"школа - университет - клиника"?
Петр Глыбочко: Вы
правы. Это позволило разработать критерии оценки качества медобразования,
обучения в школьных медицинских классах и предуниверсариях, в университетской и
клинической подготовке. Система хорошо себя зарекомендовала, и сейчас она
выходит на всю страну.
Впечатляет. Однако с повестки дня
не уходят проблемы службы здоровья. Особенно когда речь о знаниях, квалификации
медиков, их опыте. Да, цифра рвется в лидеры. Да, у робота да Винчи есть
коллеги - другие роботы. Его величество искусственный интеллект завораживает. Искусственные
ткани и органы... Но моя любимая героиня тетя Маша из подъезда хочет лечиться,
как она говорит, у настоящего врача и доброй медсестры. И очень печалится, что
не всегда это удается.
Петр Глыбочко: Существует
несколько важных и требующих проработки направлений совершенствования системы
подготовки медиков. Скажем, мы не однажды обсуждали на различных площадках вопросы
возрождения школьной медицины. Для решения этой задачи Сеченовский университет
пересмотрит программы бакалавриата и магистратуры "Сестринское дело".
Сейчас выпускники этих программ работают на должности медицинской сестры.
Специальность
"Школьная медицина" сократит время на подготовку медсестер и даст
возможность выбрать специализацию, например "специалист по формированию
здорового образа жизни". Совет ректоров медицинских вузов и
Координационный совет уже передали предложение разработать образовательный
стандарт по этой специальности на рассмотрение в минобрнауки.
Мы
намерены пересмотреть систему подготовки по программам "Медицинская
биофизика" и "Медицинская кибернетика", чтобы будущие выпускники
получили больше карьерных возможностей.
Инженерная
школа Сеченовского начинает сейчас подготовку медицинских инженеров для
создания новых медицинских изделий и обслуживания дорогостоящего оборудования:
КТ, МРТ, ПЭТ, аппаратов лучевой терапии, что в пору импортозамещения особенно
важно. Для этого разработали новую программу по специальности "Медицинский
инженер", квалификация "специалист в области медицинского
оборудования". Студенты смогут осваивать дополнительные профессии.
Например, после 2-го курса получить квалификацию "техник по ремонту
медицинской техники".
Петр Витальевич, сейчас, и это
можно понять почему, высказываются предложения о необходимости возрождения
кафедр военно-полевой хирургии в гражданских медицинских вузах. Есть у них
сторонники, есть противники.
Петр Глыбочко: В
Сеченовском университете действует Военно-учебный центр, в котором ведется
подготовка офицеров запаса на кафедре организации медицинского обеспечения
Вооруженных сил РФ, кафедре профилактики и медицинской защиты, а также кафедре
общевоенной подготовки. По окончании теоретического курса студенты проходят
учебные сборы в войсках, где принимают присягу, а после сборов сдают
государственный экзамен. По окончании университета успешно окончившим военное
обучение присваивается воинское звание "лейтенант", и они зачисляются
в запас, составляя основу мобилизационного резерва страны.
Современная жизнь стремительна. И
чтобы не плестись в конце колонны, глотая пыль...
Петр Глыбочко: Врач
- и это не новость - должен учиться всю жизнь. И у нас есть условия для этого:
мы - медико-исследовательская база, где сильный профессорско-преподавательский
состав, собственные клиники с высокотехнологичной медицинской помощью. Очень
важно, чтобы переподготовку врачей вели университеты, научные медицинские
центры с федеральной, а не региональной лицензией. Лишь тогда уровень и
качество обучения врачей будут на должной высоте. Наша задача - снизить
количество врачебных ошибок.
И,
конечно, очень важна система профессиональной переподготовки и повышения
квалификации врачей. Полномочиями по лицензированию дополнительного
профессионального образования сейчас наделены субъекты Российской Федерации.
Любая "фирма-однодневка" с лицензией на образовательную деятельность
по дополнительным профессиональным программам может выдавать сертификаты. Мы
уверены, что полномочия по лицензированию дополнительных профессиональных
программ медицинского образования должны быть переданы федеральным органам
государственной власти в сфере образования. Обучение должны проводить
образовательные организации с федеральной лицензией по программам среднего
профессионального и высшего образования.
Знаю, не только меня, многих
коробит термин "медицинские услуги". Следование ему породило и
порождает немало бед в охране здоровья. Выступая на этой неделе в Госдуме, вы
предложили изменить закрепленный в законодательстве термин "медицинская
услуга" на "медицинскую помощь". Изменят?
Петр Глыбочко: Очень
на это надеемся. И уж раз мы начали нашу беседу с года рождения медицинского
образования в России... Как и тогда, так и сейчас важно, чтобы врач был у
постели больного, чтобы он слышал биение сердца пациента не только с помощью
самых современных технологий, но и ухом.