http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=5184ca90-6a85-4d6a-ba0e-fde76695b2c4&print=1
© 2024 Российская академия наук

Книжная культура уходит из высшего образования

09.06.2022

Источник: НГ, 09.06.2022, Елена Герасимова



Современный студент зачастую не видит смысла в овладении знаниями

(jpg, 175 Kб)

Удержать внимание современного студента на лекции больше нескольких десятков секунд – задача почти невыполнимая.

Картинку современного студенчества представил в своей монографии «Преподавание в кризисе» первый проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Вадим Радаев. Отрывок из книги опубликовали на сайте вуза. Хотя книга, по признанию самого автора, не претендует на большой научный труд, а основана всего лишь на наблюдении за студентами, она представляет интерес.

Итак, автор считает одной из ключевых проблем современного высшего образования – неготовность студентов нового поколения читать и разбирать сложные академические тексты. Эта проблема наиболее тяжела для социальных и гуманитарных наук, где на таких текстах ранее строился, по сути, весь процесс преподавания.

Старшее поколение – люди книжной культуры. Воспитаны на литературе, художественной и научной. Через изучение длинных текстов прошлые поколения осваивали не только многие науки, но и сам окружающий мир. Таким же образом старшее поколение мыслит и сегодня. Преподаватели продолжают следовать традициям. И большинство их преподавательских приемов по-прежнему базируются на книжной культуре и работе с текстами.

Но студенты все менее охотно читают предлагаемые им сложные тексты. А если и читают (во многом под давлением преподавателей), то делают это иначе и воспринимают их по-иному. Они, как правило, не склонны «продираться через сложные текстовые построения и преодолевать сопротивление тугого материала, чтобы добывать сокрытый в них смысл», отмечает Радаев. Не то чтобы они вовсе не способны к такому действию. Чаще они просто не понимают и спрашивают: «А зачем?» Зачем они должны это делать?

В результате формируется принципиально иное отношение к тексту – не как к источнику сокрытого в его недрах смысла, а как к источнику информации, которая должна быть «очищена, нарезана, упакована и готова к употреблению». Студенты сегодня привыкли получать информацию небольшими дозами, со значительной долей визуального и звукового сопровождения. На этой почве сформировалось устойчивое стремление к выдержкам и конспектам, дайджестам и википедиям. То есть к потреблению отфильтрованной информации, причем маленькими порциями. А социологи, характеризуя модное сегодня быстрое чтение, нашли ему название «сёрфинг» – легкое скольжение. Такое поверхностное чтение позволяет выхватывать студентам не более 20% от прочитанного.

Новые поколения студентов не только читают, но и в целом учатся по-другому. Раньше из добытого и освоенного ими материала студенты накапливали свой культурный багаж. Такой багаж люди с гордостью несли по жизни, хвастали своими знаниями перед другими людьми. Но теперь смысл всего этого утерян. Преподаватели все чаще отмечают, что люди приходят в бакалавриат, магистратуру или даже аспирантуру с более низким уровнем базовых знаний и общей культуры в привычном для старших поколений смысле. То есть с меньшим объемом того, что когда-то прочитано, уложено в голове, освоено и запомнилось надолго.

Не менее интересен и такой новый феномен. Представители старших поколений, берутся за решение задач, в которых, как правило, считают себя специалистами, отмечает также проректор НИУ ВШЭ. Современные молодые люди, не будучи специалистами, берутся за любые задачи и находят нужную информацию. А обнаружив ее, они не стремятся запомнить, а сразу начинают с ней работать. В итоге вместо формирования того же культурного багажа они управляют потоками информации, потребляя готовые смыслы, все менее формируя их самостоятельно и не удерживая их в голове.

Вадим Радаев подмечает и такую деталь: студенты перестали задавать содержательные вопросы. А ведь это умение всегда считалось важным элементом формирования критического мышления. Мало того, студенты диктуют свои требования к лекциям преподавателей, уже с учетом их собственных потребностей. Преподавателям приходится все чаще прибегать к аудиовизуальным приемам, потому что сухой текст воспринимается юным поколением с трудом.

Лектору все труднее удерживать постоянно ускользающее внимание аудитории. Катастрофически уменьшилось время, в течение которого студенты сохраняют способность фокусироваться на каком-то одном предмете. Радаев приводит такие данные: ранее сохранять внимание студенческой аудитории возможно было в пределах 50 минут. Сегодня при пассивном внимании слушатель вообще удерживается лишь на несколько мгновений. Например, по наблюдениям за американскими студентами, они переключаются каждые 19 секунд.

Нормальной работе в аудитории мешает постоянное включение студента в непрерывную коммуникацию через гаджеты. В ходе занятий преподаватель становится жертвой так называемого фаббинга (phubbing). Этим термином принято называть игнорирование человеком собеседника ввиду постоянного отвлечения на смартфон.

Выработалась привычка параллельно заниматься сразу несколькими делами и выполнять несколько задач одновременно. Так называемая многозадачность (multitasking) находит себе надлежащие оправдания. Например, говорится, что сегодня любой выбор оказывается недолговечным и само значение выбора при этом во многом обесценивается, отмечает Радаев.

Перенасыщенность различными формами коммуникации порождает характерную для нашего времени раздерганность сознания. Отсюда – размывание устойчивой мотивации студента. В прежние времена студенты четко знали, чего они хотят, и настойчиво шли к поставленным целям. Сегодня все иначе, хотя в сфере высшего образования продолжают готовить студентов к определенным профессиям. Новые поколения студентов оказались в ситуации множественного выбора. И это само по себе неплохо. Но… К вечной боязни что-то не успеть сделать у них добавилось ощущение, уже после совершенного выбора, что они упустили в жизни нечто более важное.

Дополнительное давление на преподавателей порождается растущим прагматизмом студентов: студенты настроены на получение быстрых эффектов, отдачи. При этом, конечно, страдает фундаментальность образования.

Отметим, что такая картина характерна для высшего образования не только в РФ. Остается только понять, к чему это приведет в будущем.