http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=51d8c426-af10-4e15-9c4a-8745e7e5c307&print=1© 2024 Российская академия наук
Недавняя инициатива главы государства Владимира Путина по определению стратегических приоритетов во внутренней политике в виде национальных проектов и создание соответствующего органа по их реализации стала следующим шагом на пути превращения России в конкурентоспособную державу. Отрадно, что в числе национальных проектов оказалась наука. Это, на мой взгляд, результат понимания главой российского государства ее важности, приоритетности для дальнейшего развития страны.
Президент внимательно следит за всеми, подчас довольно острыми дискуссиями, которые ведутся вокруг различных концепций модернизации отечественной науки, ее перспектив. Об этом можно судить по его реплике на встрече с президентом РАН Юрием Осиповым и министром образования и науки Андреем Фурсенко, состоявшейся в августе этого года. На слова одного из его собеседников, что на последней сессии РАН остро обсуждалась Программа модернизации академического сектора российской науки, президент страны заметил: "Я все видел и слышал". Можно горячо приветствовать и высказанное им на этой встрече мнение, что научную сферу нужно реформировать по принципу "не навреди".
Конечно, национальный проект по науке охватывает не весь спектр проблем ее модернизации, а только ее ключевое звено на сегодняшний день - омоложение научного кадрового потенциала за счет существенного повышения материального благосостояния ученых. Весь год, после того как был обнародован первый вариант реформирования научной сферы, мы остро спорили по поводу того, с чего нужно начинать эту реформу - с реорганизации РАН, приватизации и укрупнения научных учреждений, сокращения численности научных работников, увеличения финансирования науки и т.д. Итогом дискуссии стало то, что власть и научное сообщество, наконец, услышали друг друга и сумели выработать общий согласованный документ - Программу модернизации академического сектора науки.
Напомню, что эта программа была принята на заседании Правительства РФ 30 июня 2005 года и ее главная задача - сохранение и развитие научно-кадрового потенциала РАН и других государственных академий. Для этого предлагается создать условия для притока и удержания талантливой научной молодежи в этой сфере. В последнее время здесь наметился опасный перекос в сторону старения научных работников РАН. Так, с 2001 по 2004 год средний возраст работающих здесь докторов наук увеличился с 58 лет до 61 года, что создает серьезную угрозу будущему развитию академической науки в России. Программой модернизации академического сектора науки предусмотрено в течение 2006-2008 годов довести заработную плату научных работников РАН в среднем до 30 тысяч рублей, а остальных категорий работников - до 12 тысяч рублей. Для сравнения заметим, что в нынешнем году средняя зарплата научного работника в академическом секторе равна чуть более 6 тысяч рублей, а прочих категорий работников - 5, 5 тысячи рублей.
Принятие этой программы дало толчок изменению всей системы оплаты труда РАН, основанной на Единой тарифной сетке. Вместо нее по поручению Президента Российской Федерации вводится новая отраслевая система оплаты труда для академического сектора. По новой отраслевой системе оплаты труда РАН ставки научным сотрудникам в течение 2006-2008 годов увеличиваются в четыре-пять раз. Младший научный сотрудник, имеющий сегодня зарплату в 1620 руб. в месяц, будет получать в 2006 году 4100, а уже в 2008-м - 11 500 руб. Зарплата старшего научного сотрудника, равная ныне 2799 руб., возрастет до 5500 в 2006-м и до 15 200 руб. в 2008 году. Зарплата ведущего научного сотрудника возрастет с 3905 руб. в этом году до 6300 в 2006-м и 17 500 руб. в 2008 году. Главные научные сотрудники, руководители подразделений, ученые секретари, заместители директоров научных организаций РАН, нынешняя зарплата которых не превышает 5000 руб., будут получать более 20 000 руб. в месяц с 2008 года. При этом сохраняются надбавки за ученые степени, которые, видимо, с 2006 года будут еще и индексироваться.
Но это еще не все. Отраслевая система оплаты труда усиливает роль надтарифной части заработной платы научных сотрудников. Она напрямую увязывается с актуальностью, приоритетностью и результативностью проводимых ими научных исследований. Эта часть заработной платы будет в основном распределяться через программы фундаментальных исследований по проблемам, имеющим мировой приоритет. Надтарифная часть оплаты труда будет составлять около 40 процентов от средней заработной платы каждой категории научных работников РАН. Причем, максимальных размеров этой надбавки для конкретного научного работника не устанавливается. К этому следует добавить то, что существующая ныне система премирования научных работников сохраняется. Наверное, не ошибусь, если скажу, что это станет беспрецедентным увеличением зарплаты такого большого количества ученых в истории российской науки. Необходимо отметить, что Программа модернизации академического сектора науки является определенным компромиссом между академическим сообществом и Правительством РФ. РАН пришлось согласиться на сокращение в течение трех лет количества бюджетных ставок на 20 процентов и жестко ограничить все незарплатные расходы в 2006-2008 годах. И если с сокращением бюджетных ставок ситуация более или менее понятна (а именно: оплата труда части сотрудников научных организаций РАН будет осуществляться за счет выполнения коммерческих заказов), то ограничение незарплатных расходов вызывает некоторые вопросы. Материально-техническая, лабораторная и информационная база нуждается в серьезном переоснащении. Эта вторая по важности проблема модернизации отечественной науки после обеспечения ученых достойной зарплатой. Однако правительство здесь планирует серьезно потратиться только после процесса массовой реорганизации научных организаций академического сектора, их сокращения путем слияния и укрупнения, а потом и последующей приватизации. А в этом вопросе пока еще до полного согласия и компромисса достаточно далеко.
Еще один острый вопрос касается оплаты труда руководства и работников аппарата Президиума РАН, президиумов ее региональных отделений и научных центров. В данный момент здесь возникла критическая ситуация с кадрами из-за того, что управленческий персонал РАН имеет среднюю заработную плату существенно ниже средней заработной платы в учреждениях РАН. Это ведет как к большой текучести кадров, так и к невозможности привлечь в органы управления молодых специалистов. Дело в том, что еще Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 года N240 оплата труда руководителей РАН и сотрудников аппарата Президиума РАН была приравнена к оплате труда работников "иных федеральных органов исполнительной власти". Однако установленные в 2004 году - в ходе начавшейся административной реформы - доплаты и иные выплаты, новые условия оплаты труда и пенсионного обеспечения работников этих органов не были распространены на управленческий аппарат РАН.
Руководство РАН неоднократно обращалось в Правительство РФ с предложением распространить на сотрудников аппарата РАН размеры и условия оплаты труда, установленные для работников федеральных агентств Указом Президента РФ от 10 апреля 2004 года N519. Эти обращения основываются на статусе РАН как государственного учреждения. Тем не менее из-за возражений Минфина и Минздравсоцразвития России этот вопрос так и остался нерешенным. Такая позиция правительства также наводит на некоторые соображения. В последнее время усиливаются разговоры о неизбежной ликвидации в будущем руководящей роли РАН в науке. Не этим ли вызвано нежелание некоторых правительственных ведомств обеспечить нормальные финансовые условия труда для руководителей и сотрудников аппаратов Президиума РАН, региональных научных центров и отделений РАН? Ведь увеличение им зарплаты вряд ли способно увеличить инфляцию и поколебать макроэкономическую стабильность в стране. Честно скажу, мне не хотелось бы думать, что именно так и обстоит дело с данным вопросом. Очевидно, что такой подход в корне расходится с тем принципом "не навреди" при реформировании науки, о котором недавно высказался Президент Российской Федерации.