МИХАИЛ ФЕДОРУК: «В НГУ НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ НАУКОЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ»
16.03.2017
Источник: Наука в Сибири, 16.03.17
Алёна Литвиненко
Новосибирский государственный
университет продолжает работать над тем, чтобы попасть в мировой рейтинг
«Топ-100». В вузе создаются новые лаборатории и направления исследований, снимаются
онлайн-курсы, а государство в ответ выделяет средства на дальнейшее развитие
НГУ. Об этом, а также о совместной работе с СО РАН и планах на будущее рассказал
ректор университета член-корреспондент РАН Михаил Петрович Федорук.
— В рамках Проекта 5-100,
направленного на повышение конкурентоспособности российских вузов, НГУ на 2017
год были выделены 849 млн рублей. На что планируется потратить эти средства?
— Они будут потрачены
примерно так же, как и в прошлом году. Безусловно, нужно поддержать много
инициатив, связанных с поощрением студентов, которые хорошо учатся.
Определенная часть денег уйдет на инфраструктуру: мы продолжим благоустройство
студенческого городка, общежитий, а также стадиона и спортивного комплекса.
Кроме того, планируется подвести к завершению ремонт в главном корпусе —
особенно левого крыла. Также в НГУ проводится программа развития стратегических
академических единиц (САЕ), которым необходимы средства — прежде всего на
прорывные проекты, которые были сформированы в рамках этих САЕ. Безусловно, в
приоритете остается финансирование учебно-научных лабораторий, поддержка публикационной
активности наших преподавателей, академической мобильности студентов и
сотрудников НГУ, а также Специализированный учебно-научный центр и Высший
колледж информатики НГУ.
— Решение о создании
стратегических академических единиц было принято в июне 2016 года. Каких
результатов за это время уже удалось достичь?
— За столь короткий срок
трудно прийти к масштабным и значимым результатам. Но главное — уже выбраны
приоритетные направления развития САЕ, а также сформирована система управления
ими. В стратегические академические единицы переведены те лаборатории, которые
создавались нами вместе с Сибирским отделением РАН. Сейчас мы будем постепенно
менять оценку эффективности этих лабораторий, потому что заинтересованы в том,
чтобы как можно больше наших студентов проходило в них научно-исследовательскую
практику, а лаборатории активно участвовали не только в научной, но и в
образовательной сфере, принимая активное участие в конкурсе научных проектов и
грантов.
— Вы не могли бы подробнее
рассказать о направлениях работы этих стратегических академических единиц?
— Например, САЕ «Новая
физика» включает в себя 17 лабораторий и пять кафедр Физического факультета
НГУ, которые участвуют в 18 международных мегапроектах — экспериментах в области
физики высоких энергий, астрофизики и физики космических лучей. В рамках этой
САЕ также ведутся работы над созданием прототипа детектора для регистрации
темной материи, где в качестве рабочего тела используется сжиженные «легкие» благородные
газы, такие как аргон или неон. Кроме того, НГУ участвует в международных
экспериментах на электрон-позитронных коллайдерах. Основная идея всех этих
проектов — поиск новых физических явлений за рамками Стандартной модели. Кроме
того, в рамках образовательной деятельности этой САЕ развивается англоязычная
аспирантура по специальности «Астрофизика и космология».
В САЕ «Нелинейная фотоника и
квантовые технологии» ведутся исследования нелинейных режимов взаимодействия
света с веществом и конструирование на их основе принципиально новых устройств и
приборов, которые применяются в различных областях науки и техники: метрологии,
медицине, телекоммуникациях, промышленных и космических технологиях... САЕ
«Нейронаука в трансляционной медицине» специализируется на прикладных
комплексных исследованиях мозга, сознания и поведения человека для развития
подходов к диагностике, профилактике, коррекции и лечению расстройств нервной системы,
а также внедрения результатов в клиническую практику. Главной задачей данной
САЕ является проведение прикладных научных исследований в области нейронаук и
подготовка высококвалифицированных специалистов.
Деятельность САЕ «Синтетическая
биология» направлена на создание эффективных для тестирования клеточных линий,
моделирующих заболевания, а также на формирование в НГУ междисциплинарного
подразделения для интеграции образовательных и научных программ в этой области.
Необходимо качественно изменить уровень подготовки специалистов за счет
привлечения высококлассных научно-преподавательских кадров, разработки и
реализации образовательно-научных программ по данной тематике.
— Какие еще САЕ есть в НГУ?
— Целью САЕ «Низкоразмерные
гибридные материалы» стало создание междисциплинарного научно-образовательного
Технологического института. Одна из основных задач САЕ ― подготовка инженеров-исследователей
в области материаловедения (materials science) высокого класса для научных
организаций и промышленных производств. Кроме того, планируется проведение исследований
в прорывных научных направлениях, а также создание инновационных продуктов в НГУ
и их коммерциализация. Одним из самых важных проектов в этой САЕ является
создание перспективных технологий сжигания топлива без вредных выбросов.
САЕ «Геологические и
геофизические исследования в Арктике и глобальные приоритеты» стремится
организовать междисциплинарный центр мирового уровня на основе лидирующих
исследовательских групп и широкой международной кооперации в направлении
геолого-геофизических исследований Арктики и прилегающих к ней территорий.
Главная задача — формирование исследовательских проектов и прикладных
разработок, создание и утверждение междисциплинарных образовательных программ и
стандартов, подготовка кадров для организаций и компаний, работающих в
Арктической зоне, вовлечение студентов в научно исследовательскую и
инженерно-прикладную деятельность. А главной задачей САЕ «Информационные и гуманитарные
технологии» является создание новых и совершенствование имеющихся
образовательных программ с применением современных IT-технологий.
— Какие институты СО РАН
помогают работе стратегических академических единиц?
— Их так много, что я боюсь
кого-то забыть! Практически все институты новосибирского Академгородка в той
или иной мере участвуют в деятельности САЕ.
— А институты гуманитарной
направленности?
— Прежде всего, мы делаем
большую ставку на Институт археологии и этнографии СО РАН, потому что
археология — одна из визитных карточек Академгородка. Сейчас множество фундаментальных
открытий происходит именно в этой области. Кроме того, существует предметный рейтинг
QS, и по дисциплине «археология» мы имеем все шансы на вхождение в «Топ-100»
мировых университетов.
— Какие дальнейшие планы у
вуза на развитие стратегических единиц?
— Пока сложно говорить о
конкретных планах — они станут известны только в октябре, когда будет распределяться
финансирование на последующие годы. Наша главная цель — сделать университет
центром интеграции новосибирского Академгородка для проведения различных междисциплинарных исследований и
выполнения крупных проектов. Я считаю, что НГУ может справиться с этой ролью —
безусловно, в тесном взаимодействия с СО РАН и институтами.
— Если говорить об образовании,
то нельзя обойти стороной онлайн-курсы. которых НГУ выпустил уже семь. Есть ли
в планах снимать новые?
— НГУ предлагает курсы на
двух платформах онлайн-образования: Coursera (5 курсов) и Лекториум (2 курса).
Сейчас они, в основном, затрагивают естественнонаучную тематику — генетика,
вирусология, наука о драгоценных камнях, ГМО, сенсорные системы живых
организмов. Однако мы планируем расширять и аудиторию, и спектр областей. Этой
осенью ожидается запуск англоязычного курса по биологической тематике, а также
четыре курса специализации на русском языке — совместно с корпоративными
партнерами. Пока курсов у нас не так много, как у лидеров рынка, но их качество
подтверждается как высоким процентом успешного завершения обучения (11—16% при
среднем показателе по рынку 5—10%), так и высокими оценками слушателей (средняя
оценка на крупнейшей МООК-платформе Coursera превышает 4,9 по 5-балльной системе).
Безусловно, мы будем продолжать
развитие онлайн-образования и выходить на другие площадки, но тут важен
разумный баланс: где-то это и хорошо, но ведь, например, экспериментальной физике
не научишь дистанционно. Кроме того, очень важно, когда крупные и выдающиеся
ученые непосредственно контактируют со студентами.
— Как думаете, возможна ли
полная замена каких-то дисциплин на онлайн-курсы?
— Нет! Большую роль играет практическая составляющая:
так, в физике, на мой взгляд, самое главное — умение решать задачи. С другой
стороны, наука очень быстро меняется. Соответственно, основное качество,
которое мы прививаем студентам любого факультета — учиться, учиться в течение
всей жизни. Реальных исследователей можно подготовить только в активных научных
коллективах, поэтому онлайн-курсы — это, скорее, дополнение к «живому» образованию.