К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ЗАПУСКА ПЕРВОГО ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ: ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ИНЖИНИРИНГ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
21.09.2017
Источник: Нефтегазопромысловый инжиниринг,
Леонид РАТКИН
О проведении юбилейного Международного авиационно-космического салона «МАКС»
Накануне 60-летия со дня запуска первого Искусственного спутника Земли (4 октября 1957 года), одним из важнейших событий научной жизни в третьем квартале 2017 года стало проведение юбилейного Международного авиационно-космического салона «МАКС». В течение недели представители отечественных и зарубежных аэрокосмических предприятий и организаций принимали участие в выставке со статической экспозицией новых образцов гражданской и военной техники, выступали с демонстрационными полетами и представляли доклады на серии научно-практических конференций по отраслевой проблематике.
В 2017 году на Международном авиационно-космическом салоне «МАКС» была представлена продукция 700 отечественных и 180 зарубежных компаний и корпораций из 36 стран. Организаторы форума – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (МПТ РФ) и государственная корпорация «Ростех», генеральный спонсор форума – банк «ВТБ», стратегический партнер – компания «Вертолеты России». Генеральный партнер – «РОСОБОРОНЭКСПОРТ», официальный партнер «НОВИКОМБАНК», банк-партнер – «СБЕРБАНК». Салон «МАКС-2017» был проведен при поддержке Министерства обороны Российской Федерации, Правительства Москвы, Правительства Московской области, администрации г. Жуковский АО «ЛИИ им. М.М.Громова».
На открытии XIII Международного авиационно-космического салона «МАКС-2017» выступил Президент Российской Федерации В.В.Путин. Владимир Владимирович, в частности, отметил, что Международный авиационно-космический салон, традиционно проводимый один раз в два года, в этот раз отмечает юбилей – Первый «МАКС» проходил 25 лет назад, в 1992 году! Поскольку современная авиационно-космическая индустрия – весомая часть отечественной и мировой культуры и науки, то История российской авиационно-космической отрасли – «предмет общенациональной гордости» и «значимая часть нашей общей культуры», и задача последующих поколений – продолжение и развитие традиций великих отечественных ученых – создателей отраслевых научных школ! Авиационно-космический комплекс получил значительную господдержку: в последние годы, помимо существенной модернизации производственных мощностей, были инициированы инновационные проекты по выпуску нового поколения гражданской авиационной техники, в частности, магистрального авиалайнера МС-201 и вертолета Ка-62.
В год 60-летнего юбилея со дня запуска первого Искусственного спутника Земли советскими учеными и конструкторами ракетно-космической техники (04.10.1957) Президент РФ В.В.Путин отметил, что у России «по-прежнему сильные позиции в военном авиастроении и ракетно-космической сфере». Владимир Владимирович уточнил, что «потенциал этих отраслей будет укрепляться и в дальнейшем», - это, в частности, предполагает стабильное увеличение финансирования предприятий, привлечение новых поколений молодых специалистов, повышение престижа профессии ученых и сопоставимый с зарубежным рост уровня заработной платы.
После церемонии открытия «МАКС-2017» Президент РФ В.В.Путин осмотрел в павильонах отраслевые серийные, опытные и экспериментальные образцы авиационно-космической техники и их компонентов отечественного и зарубежного производства. Владимир Владимирович обратил внимание на новые разработки аэрокосмических средств, систем и комплексов, производимые на российских предприятиях и организациях в сотрудничестве с академическими и оборонными институтами.
Президенту РФ В.В.Путину была представлена демонстрационная летная Программа с участием российских и зарубежных летчиков, в т.ч., представителей ОАЭ. В рамках Международного авиационно-космического салона «МАКС» под председательством Владимира Владимировича было проведено Совещание по вопросам развития гражданского авиастроения.
На Совещании Президент РФ В.В.Путин, в частности, отметил, что по результатам ознакомления с «разработками ведущих российских производителей авиационной и ракетно-космической техники» можно оценить огромный потенциал предприятий РФ, который «необходимо реализовать в полной мере». Владимир Владимирович уточнил, что «для России создание конкурентоспособных гражданских воздушных судов является одним из ключевых условий улучшения транспортной доступности отдалённых регионов, повышения комфортности перемещения граждан», и отметил интеграционные усилия: «для такой огромной по территории страны, как Россия, с её, прямо скажем, далеко не полноценно развитой инфраструктурой, собственно говоря, это и невозможно было сделать за предыдущие даже все годы существования России, имею в виду необъятные просторы Восточной Сибири, Дальнего Востока. Но надо использовать современные технологии, чтобы объединить страну, чтобы любой уголок был равнодоступен для любого человека, любого гражданина, где бы он ни проживал, чтобы человек мог легко и свободно перемещаться в пространстве, в наши крупнейшие промышленные, культурные центры, и так же легко и свободно перемещаться назад, к себе домой».
Президент РФ В.В.Путин подчеркнул важность системного подхода к решению поставленных проблем, который позволит «увеличить выпуск высокотехнологичной, наукоёмкой продукции», стимулировать «рост всей национальной экономики» и обеспечить государственный технологический престиж. Владимир Владимирович отметил, что авиационно-космической отрасли оказывается значительная поддержка: например, в 2016 году «в рамках программы «Развитие авиационной промышленности» на эти цели было направлено почти 52 миллиарда, а в этом году планируется 60 миллиардов», и эти меры повышают результативность производства, поскольку «в прошлом году индекс производства гражданской продукции в авиастроении составил 121 процент по сравнению с 2015 годом», что является хорошим показателем.
Президент РФ В.В.Путин выразил уверенность в том, что у российской авиационной промышленности «есть технологический и кадровый потенциал для дальнейшего роста, для укрепления своих позиций на внутреннем и на мировом рынке». Например, помимо налаживания серийного производства региональных авиалайнеров «реализуются другие перспективные проекты по гражданской авиатехнике, которая сможет составить конкуренцию зарубежным аналогам» – например, пассажирский лайнер МС-21 и новый вертолет Ка-62. Владимир Владимирович обратил внимание на прохождение летных испытаний авиалайнером МС-21, его сертификацию и подготовку к серийному выпуску, а также на диверсификацию авиастроительных предприятий ОПК и рост производства продукции для гражданских отраслей промышленности. Учитывая, что вскоре планируется спад поставок вертолетной техники по государственному оборонному заказу, и в этом году Министерство обороны Российской Федерации заказ уже начало снижать, Президент РФ В.В.Путин предложил разработать меры гарантированной загрузки промышленного производства с формированием стабильного спроса от гражданских предприятий и организаций. Владимир Владимирович уточнил, что «в том числе, речь может идти о наших нефтегазовых компаниях, других корпорациях с государственным участием», которые «закупают вертолётную технику за рубежом, причём в немалом количестве». Президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что «уже не раз говорили с руководителями наших компаний, отдавать предпочтение отечественной технике, при условии, конечно, что она не уступает, а желательно, превосходит по качеству иностранные аналоги» и предложил рассмотреть вопрос «на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению».
Владимир Владимирович подтвердил планы по наращиванию доли отечественной авиационной техники на российском и иностранных рынках, что предполагает не только повышение уровней надежности и качества, но и совершенствование системы послепродажного сервиса, что на предприятиях ОПК обусловлено необходимостью дополнительных складских помещений, запчастей, подготовки кадров, развитием сети центров обслуживания, например, для постгарантийного обслуживания и ее оперативного ремонта, а также для «формирования эффективной сервисной поддержки российских воздушных судов».
Помимо статических экспозиций и ежедневной летной программы с участием представителей отечественных и иностранных пилотажных групп, в рамках форума «МАКС-2017» была организована серия финансово-экономических, научно-практических, информационно-технологических и промышленно-технических лекций, конференций, пресс-конференций, заседаний, панельных дискуссий, круглых столов, семинаров, церемоний награждения и презентаций в сфере авиационно-космического транспорта, на которых, в т.ч. рассматривались особенности реализации инжиниринга для авиационных и ракетно-космических систем и комплексов для различных приложений, включая нефтегазовые.
Корпорация «Boeing» в рамках Международного авиационно-космического салона «МАКС-2017» организовала не только пресс-конференцию, но и научно-практическую конференцию «Вызов принят: особые условия развития авиастроителей в России» (организаторы – региональное подразделение корпорации «Boeing» в России и СНГ и Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Титановая долина»), панельную дискуссию «Будущее аэронавигации: тенденции и перспективы» и научную лекцию об основных принципах полета современных самолетов. Государственная транспортная лизинговая компания провела встречу с представителями банковских организаций, посвященную финансированию производства самолетов SSJ-100. Министерство образования и науки Российской Федерации (МОН РФ), ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского» и ООО «Инконсалт К» организовали на форуме «МАКС-2017» круглый стол «Ведущие ученые – предприятиям космической и авиационной отрасли». Министерство инвестиций и инноваций Московской области провело презентацию «Жуковский. Возможности для инвестиций и инноваций». «Российская газета» организовала два круглых стола «Региональная кластерная политика в высокотехнологичных отраслях промышленности» и «Промышленный дизайн в авиастроении и смежных отраслях как интеллектуальная собственность и конкурентное преимущество». МОН РФ, АО «ОДК», Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А.Соловьева, ПАО «ОДК-Сатурн», АО «ОДК-Авиадвигатель», ОАО «Авиасалон» и ООО «КОНТЭКСПО» провели научную ассамблею «Молодежный экспресс НТИ в будущее», посвященную столетию со дня рождения советского конструктора авиационных двигателей, основоположника газотурбинного двигателестроения в России Павла Александровича Соловьева.
В рамках Международного авиационно-космического салона «МАКС-2017» АО «Вертолеты России» организовало деловую сессию «Цифровое авиастроение» и две панельных дискуссии «Цифровое проектирование и создание виртуальных стендов испытаний» и «Цифровое производство и кооперация» (все три – совместно с ПАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация»), научно-практическую конференцию «Перспективные направления развития винтокрылых летательных аппаратов нетрадиционных схем», встречу генерального директора АО «Вертолеты России» А.И.Богинского с председателями входящих в АО первичных профсоюзных организаций, деловую игру «Agile в промышленности» и презентацию возможностей конвертируемого вертолета Ми-8АМТ. Корпорация «AIRBUS» провела пресс-конференцию Исполнительного Вице-президента корпорации Кристофера Бакли на тему «Прогноз развития авиаперевозок в России и СНГ. Коммерческий обзор». МПТ РФ организовало заседание российско-японской рабочей группы по сотрудничеству в области авиационной промышленности и научно-практическую конференцию по Программе развития санитарной авиации в Российской Федерации (совместно с Ассоциацией Вертолетной индустрии и АО «Вертолеты России» при поддержке Министерства здравоохранения Российской Федерации). Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации провела круглый стол «Стратегия развития аэронавигационной системы Российской Федерации». АО «Гражданские Самолеты Сухого» и ПАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация» совместно организовали публичную презентацию «Долгосрочный прогноз рынка», АО «Российские космические системы» - научно-практическую конференцию «Космические корпорации будущего в индустрии 4.0», АО «Улан-Удэнский авиационный завод» - презентацию перспективного самолета малой авиации ТВС-2ДТС, компания «Ahuhai Airshow Co., Ltd.», КНР - презентацию Китайского авиасалона «Airshow China 2018». ОАО «Авиасалон» провело не только церемонию награждения памятными знаками участников, внесших значительный вклад в становление и развитие Международных авиационно-космических салонов «МАКС», проходящих в России, но и научно-практический семинар «Переход на новые модели реализации образовательных программ при подготовке рабочих и специалистов среднего звена с учетом международных требований и профессиональных стандартов» (совместно с «От винта!»), презентацию самолета и научно-практический семинар «День Ту-144» (совместно с Благотворительным фондом «Легенды авиации» и ОАО «Авиасалон») и круглый стол, посвященный вопросам развития авиационного спорта и малой авиации (совместно с ООО «МБР-АВИА» и администрацией г. Рошаль).
Выводы и рекомендации:
1. Двадцатипятилетняя история проведения Международного авиационно-космического салона «МАКС» с 1992 года до наших дней – пример самоотверженной поддержки (даже в «трудные девяностые»!) отечественной конгрессно-выставочной индустрией передовых достижений и инновационных разработок российских аэрокосмических предприятий и организаций и их «несгибаемо-надежных» деловых партнеров – академических и оборонных институтов. Развитие «МАКС» позволило укрепить производственное сотрудничество, усилить международную кооперацию и повысить степень участия и роль аэрокосмической продукции РФ на внутреннем и внешнем рынке. Учитывая высокий уровень организации и проведения Международного авиационно-космического салона «МАКС», а также пожелания участников и посетителей, целесообразно его проведение в 2019 году на прежней экспозиционной площадке – г. Жуковский Московской области.
2. Инжиниринг авиационных и ракетно-космических систем и комплексов может применяться для предприятий нефтегазовой отрасли не только в рамках реализации программ по диверсификации промышленного производства предприятий ОПК и их деловых партнеров, но и для развития Государственной Системы Импортозамещения. Для гарантированной загрузки промышленного производства с формированием стабильного спроса гражданских предприятий и организаций целесообразно участие нефтегазовых компаний и корпораций с госучастием, что предполагает внесение изменений в действующее законодательство для формировании благоприятного инвестиционного климата с устранением ряда правовых пробелов и внутренних и внешних противоречий. В рамках Международного форума «Импортозамещение» предлагаю организацию специальных экспозиций и научно-практических конференций по авиационной технике, применимой и/или рекомендуемой к закупкам на предприятиях нефтегазовой отрасли с участием представителей академических институтов, предприятий ОПК и ТЭК.