http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=548ae233-2c26-45dd-855c-eb8b916adc9f&print=1© 2024 Российская академия наук
Заведующий лабораторией Новосибирского института вычислительной математики СО РАН Вячеслав Гусяков более 20 лет занимается проблемой подводных землетрясений. Ученый создал подробную базу данных, включающую все подобные события от античных времен до наших дней. Эти знания дают возможность предугадать будущие разрушительные цунами.
***
Арал спасают вместе
Изменения уровня Аральского моря - это классический пример экологической катастрофы, вызванной хозяйственной, а точнее, бесхозяйственной, деятельностью человека. Интенсивное использование вод Амударьи и Сырдарьи для ирригации привело к тому, что Арал потерял более 60 процентов своей площади и около 80 процентов объема.
В настоящее время создается проект спасения Арала за счет переброски вод Амударьи в Западный бассейн моря. В этом масштабном проекте участвуют ученые Австрии, Голландии, Узбекистана и СО РАН.
В Новосибирске разработана трехмерная модель гидротермодинамики Аральского моря. По словам профессора Виктора Кузина, с ее помощью проводится анализ исторических данных и рассматриваются варианты сохранения отдельных участков моря при различных режимах водопользования.
О землетрясении вас предупредят
Многолетний опыт работы с мощным 100-тонным сейсмическим вибратором в Сибирском отделении РАН показал, что земная кора поддается так называемому вибрационному "просвечиванию". С его помощью можно получать качественные сейсмограммы на расстоянии от источника в 350 километров. По мнению ученых, это дает возможность создания системы активного вибросейсмического мониторинга территорий площадью 40-80 тыс. квадратных километров. Таким образом, мы получим информацию о процессах накопления напряжений в сейсмоопасной зоне в период зарождения землетрясения.
Опытные образцы прошли испытания в сейсмоопасной зоне Байкала.
Легко дышится в метро
Ученые Конструкторско-технологического института вычислительной техники СО РАН разработали автоматическую систему управления вентиляционными комплексами станций новосибирского метро. АСУ будет работать в составе единой общестанционной системы управления.
Электронные датчики передают на диспетчерский пункт все параметры работы вентиляционных агрегатов, а в память АСУ заложен годичный график продува воздуха. Учитывается численность пассажиров на платформе, скорость движения поезда в тоннеле и другие параметры.