http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=54c45151-eeb2-4cef-8c35-2a6be694cd25&print=1
© 2024 Российская академия наук

Александр Коновалов: Что такое душа человека!

14.02.2011

Источник: Казанская правда

Профессор Казанского университета, академик Александр КОНОВАЛОВ недавно прочел лекцию на телеканале «Культура», посвященную супрамолекулярным системам.


 

- В своем выступлении в телепроекте «Академия» вы сказали, что биосистема (а значит, и человек) с точки зрения химии – это, прежде всего, «сообщество структурно и функционально дифференцированных супрамолекулярных систем». Позвольте задать «глупый» вопрос: что же такое душа человека?

- Цель моей лекции была показать роль супрамолекулярных систем. Супрамолекулярные системы - это высшая точка предбиологического развития. Дальше все нужно связывать с появлением разума.

- Человечество благодарно химикам за массу жизненно необходимых вещей, в первую очередь за лекарства...

- А материалы? Разве можно представить нашу жизнь без материалов? Посмотрите вокруг себя и вы увидите - все это химия...

- Однако слово «химия» в быту часто употребляется с негативным оттенком. Мы едим «химические» продукты, используем бытовую химию, природа наша страдает из-за выброса вредных химических веществ. Как разрешить этот извечный спор между химиками и экологами?

- Не нужно отрицательные эффекты приписывать только химикам. Общество в целом должно откликаться на то, что химики могут создать, и ставить перед ними и другие задачи. К сожалению, зачастую общество не видит возможных отрицательных последствий. А видеть их - это очень важный момент в деятельности человечества.

- Возможно, просто экономически невыгодно производить такие материалы?

- Правильно, если думать о сиюминутной выгоде. Но надо думать и о будущих последствиях! Сейчас с каждым годом растет потребность человечества в энергии. И приблизительно каждые 27,5 года происходит удвоение производства энергии. Сегодня мы говорим о парниковом эффекте. Но ведь дело не только в нем. Конечно, прогресса не будет, если не будет увеличения производства и потребления энергии. Одна из задач - производить и использовать так называемую чистую энергию: солнечную, ветра, воды. Но в конечном итоге превращать-то мы ее будем опять в тепло! А Землю перегревать нельзя, это может привести к катастрофе. Если человечество не поймет этого (последствия должны осознать и ученые, и политики) и не найдет выход. Я много думал на эту тему. Один из возможных выходов - выносить производства в космическое пространство.

- Предлагаете строить заводы на Луне?

- А почему нет? Это необходимость. Совершенно очевидно увеличение антропогенного вклада в непрерывное повышение температуры атмосферы Земли. Я знаю другие точки зрения, но от антропогенного фактора никуда не уйдешь, он будет только возрастать. Господство пустынь на нашей планете - естественная перспектива ее развития, если человечество своевременно не осознает приближение катастрофы.

Даже небольшое повышение среднегодовой температуры приведет к тому, что резко изменится климат и состояние атмосферы. Усилятся ветры, ураганы, бури, смерчи. Некоторые ученые считают, что мы в кризис уже вошли. И в этих условиях развитие химии - необходимое в настоящее время явление.

- Казанские ученые в области супрамолекулярной химии являются лидерами в России. Поэтому вполне понятно, почему вы координатор соответствующей программы в Российской академии наук. К чему ведет создание супрамолекулярных систем?

- К появлению исследований нового уровня и смыканию химических систем с биологическими. В настоящее время в мире появилась наука, которая называется «синтетическая биология». Те, кто занимается супрамолекулярной химией, понимают, что создание систем, которые смогут конкурировать с биологическими, - это вызов человечеству.

- Речь идет о так называемых биороботах, биосенсорах, биомаркерах?

- В том числе о них. Закономерности, которые работают в биосистемах, имеют физическую или химическую природу, поэтому исследования в этой области чрезвычайно важны. И не только с точки зрения создания систем, моделирующих биологические объекты, но и с точки зрения создания синтетических систем, которые были бы эквивалентны биологическим и даже превосходили бы их. К чему это приведет? Сказать трудно, как всегда, будет и положительное, и отрицательное.

- Ваша внучка Оля продолжила династию химиков и стала недавно победительницей международного конкурса работ молодых ученых в области нанотехнологий. Вы с детства прививали ей любовь к химии или во всем «гены виноваты»?

- Должен признаться, ее победа стала для меня приятной неожиданностью. Оля занимается системами, которые могут быть использованы для создания биомаркеров и биосенсоров. Окончательный выбор в пользу химии внучка сделала только в выпускном классе, как и я.

- Александр Иванович, а как вы стали химиком?

- Моя мама работала у Александра Ерминингельдовича Арбузова лаборантом, и в детстве мне часто приходилось бывать в химических лабораториях в здании, где теперь располагается Музей истории казанской химической школы. А университетский детский сад, в который я ходил, размещался в подвале главного здания. В старших классах я заинтересовался химией. Тем не менее, химиком решил стать не сразу. Хотел быть то нефтяником, то математиком... Но, в конце концов, химия победила. Очевидно, сказалось влияние арбузовской школы.

- Вам довелось общаться с Арбузовым-старшим?

- Когда я был студентом, а затем сотрудником, Александр Ерминингельдович был еще жив. Но разговоры с ним были мимолетными. А что касается Бориса Александровича Арбузова, то он нам читал лекции по органической химии. Когда я окончил университет, Борис Александрович стал научным руководителем моей кандидатской диссертации. И в русле одного из направлений исследований Арбузова-младшего развивалась моя работа, которая потом переросла в докторскую.

- Желающих поступить в химический институт КФУ хоть отбавляй, но так было не всегда. Почему молодежь сегодня охотно идет в химики? Это связано с тем, что химия - одна из самых быстроразвивающихся наук, или тому есть другие причины?

- Тут надо учитывать совокупность нескольких факторов. Во-первых, действительно, химия развивается быстро. Это та наука, которая сама создает предмет своего исследования. Во-вторых, казанская химическая школа существует уже 175 лет. Точка отсчета для нас - Зинин. Далее основные «вехи» - Бутлеров, Марковников, Зайцев, Арбузов-старший, Арбузов-младший, Пудовик... Кстати, в 2011 году исполняется 150 лет бутлеровской теории химического строения органических соединений. В рамках Года химии этому событию будет посвящен международный конгресс, который состоится в Казани.

- Вы известный академик, в 1980-е годы были ректором Казанского университета. По вашему мнению, реформа высшего образования, перевод его на болонские рельсы - это дорога в так называемое светлое будущее или тупиковый путь развития?

- В российском научно-образовательном сообществе отношение к внедряемой системе образования скорее отрицательное, чем положительное. Идея унификации образования, которая провозглашена в Болонской декларации, в идеале должна позволить студентам более активно выезжать за рубеж, что, конечно, очень важно с точки зрения реализации перетока идей, а отсюда и более эффективной подготовки квалифицированных специалистов. Но в настоящее время и у нас, и за рубежом все чаще раздаются критические голоса в адрес болонской системы.

- Вы считаете, что советская система образования была лучше?

- Разрушение системы образования в нашей стране происходит достаточно давно, это не сиюминутное явление. И идет оно - я придерживаюсь такой точки зрения - не без влияния извне.

- По-вашему уровень студентов в последнее время снизился?

- Конечно, снизился. И это единое мнение всех тех, кто на протяжении многих лет причастен к учебному процессу.

- Как можно исправить ситуацию?

- Требуется очень большая системная конструктивная работа, которая затрагивала бы все элементы образовательной системы: и структуру образования, и методы обучения, и программы, и (колоссальной важности вопрос) качество кадров. И все надо начинать со школы. Страна утратила ту культурно-образовательную среду, которая была присуща нашему обществу.

- Александр Иванович, на этой неделе студенты отметили День святого Валентина. Одни говорят, что любовь - это сплошная химия, другие - болезнь. А по-вашему, любовь - что это такое?

- Мы не знаем до конца все ее механизмы. Но известно, что в определенный момент начинается синтез некоторых биологических веществ, которые определяют и поведение человека, и его чувства. С этой точки зрения любовь - это химия. А химия - я цитирую - «это музыка».