http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=54c7a2f8-2ba0-46b6-98a0-7a5ca8e18269&print=1
© 2024 Российская академия наук

Новации Бюджетного кодекса и их проекция на госучреждения

11.03.2008

Источник: STRF, Марина Гордеева



Правовое положение государственных учреждений и порядок исполнения ими бюджетных обязательств претерпели серьёзные изменения. Смогут ли учреждения эффективно функционировать в рамках новых правил?

С 1 января 2008 года вступила в силу обновлённая версия Бюджетного кодекса (в редакции федерального закона от 26 апреля 2007 года №63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»).

Несмотря на то, что в целом изменения направлены на повышение эффективности функционирования бюджетной системы РФ, они существенным образом ограничивают самостоятельность госучреждений и возможности их участия не только в рыночных отношениях, но и в государственных целевых программах.

Во-первых, все доходы (независимо от их происхождения) должны теперь отражаться в доходной части бюджета и впоследствии учитываться при формировании смет доходов и расходов бюджетополучателей.

Иными словами, все средства, получаемые учреждениями от оказания Бюджетное учреждение (далее — учреждение) в новой редакции БК определяется как «государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы» платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, добровольные пожертвования и т.п. должны зачисляться напрямую в бюджет. В дальнейшем учреждение сможет расходовать данные средства, полученные из внебюджетных источников, только на основании генерального разрешения, выдаваемого главным распорядителем в соответствии с утверждённой сметой расходов и доходов. Таким образом, самостоятельность учреждений по-прежнему существенно ограничена. Важно также отметить, что средства из внебюджетных источников могут быть направлены только на содержание и развитие материально-технической базы учреждения и на выполнение государственных заданий.

Во-вторых, учреждения теперь не могут получать субсидии и бюджетные кредиты. Данное положение ещё больше сокращает возможности применения различных форм финансирования учреждений.

В-третьих, вводится принцип подведомственности расходов бюджета. Это означает следующее: получатель средств из государственной казны вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя средств, в ведении которого он находится. Таким образом, ни иные министерства и ведомства, ни специализированные фонды, ни страховые компании не смогут оказывать финансовую поддержку учреждениям. Аналогичное ограничение установлено и в отношении их финансирования в пределах одного министерства, но с подведомственностью разным федеральным агентствам. Например, ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» и её предшественница ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002—2006 годы, головным заказчиком которых является Федеральное агентство по науке и инновациям, предполагают среди участников не только научные организации, но и высшие учебные заведения и учреждения медицины. Поскольку последние не относятся к ведомству Роснауки, участие в реализации целевой программы им не выгодно с экономической точки зрения, так как все полученные ими доходы перечисляются обратно в бюджет. Принцип подведомственности расходов бюджета идёт в разрез как с принципом интеграции науки и образования, так и с возможностью коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности.

Федеральный закон №63-ФЗ специально оговорил, что государственные академии наук и подведомственные им учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями БК РФ до утверждения правительством РФ уставов академий. С момента принятия устава РАН академические структуры не имеют таких жёстких ограничений на использование дополнительных внебюджетных доходов, как ведомственные учреждения.

Таким образом, для учреждений существенно сокращено количество возможных бюджетных и внебюджетных источников финансирования, которое сведено фактически только к финансированию в рамках ведомственной принадлежности. Нововведения БК лишают учреждения какого-либо стимула к участию в государственных целевых программах и возможному выходу на рынок, в том числе в плане коммерциализации результатов своей деятельности. А возможность использования средств, полученных от разрешённой уставом деятельности, на развитие своей базы замыкается теперь границами утверждаемой сметы.

В заключение необходимо обратить внимание на ряд переходных положений.

Большинство изменений, предусмотренных федеральным законом №63-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2008 года, но для ряда положений, касающихся использования учреждениями средств, поступивших из внебюджетных источников (от оказания платных услуг, доходов от сдачи в аренду государственного имущества, переданного им в оперативное управление, а также из иных источников), установлены иные сроки вступления в силу.

В частности, порядок зачисления учреждениями полученных доходов напрямую в бюджет должен определяться и вводиться в действие в соответствии с федеральным законом об особенностях использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований и средств от иной приносящей доход деятельности.

Пока указанный закон не принят, учреждения не заинтересованы в заключении долгосрочных контрактов и участии в различных государственных программах и конкурсах. От того, каким будет новый федеральный закон, напрямую зависит, смогут ли вообще функционировать государственные учреждения.