http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=54d93b0a-0524-440d-9670-84a97c6f7ca1&print=1
© 2024 Российская академия наук

КАКИМ БУДЕТ НОВЫЙ ЗАКОН «О НАУКЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ»?

16.06.2015

Источник: Роснаука

В чем недостатки существующего закона о науке и научно-технической политике и каких важных нововведений ждать от нового документа?

Министерство образования и науки обещает разработать новый законопроект «О науке и научно-технической политике» к концу 2015 года. Прежний 27-ФЗ датирован 1996 годом, с тех пор претерпел более тридцати редакций. И на данный момент документ не может обеспечить регулирование научной деятельности без противоречий, о чем сообщила Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки РФ. Одним из нововведений чиновники обещают сделать главу о субъекте научной и научно-технической деятельности (ученом). В ней будет прописан правовой статус, госгарантии, социальная поддержка, формы признания достижений и проч.

О своих пожеланиях, касающихся содержания будущего документа, «Rosnauka.ru» рассказал Михаил Пономарев, кандидат исторических наук, профессор кафедры новой и новейшей истории МПГУ.

Грантовая поддержка ученых

Характерный для законопроекта акцент на развитие и диверсификацию грантовой поддержки научных исследований можно только приветствовать.

Но с точки зрения собственной профессиональной занятости могу отметить, что и нынешняя версия закона, и новый законопроект, скорее всего, будет иметь существенный недостаток - научные исследования рассматриваются только как особый вид профессиональной деятельности "научных работников", значимый для развития общества и решения задач государственной политики. Но существуют еще две взаимосвязанные сферы научных исследований, роль которых на современном этапе резко возросла.

Исследовательская работа преподавателей вузов

Во-первых, это исследования как составная часть профессиональной деятельности преподавателей вузов: не в качестве пресловутой «занятости второй половины дня», а как ключевой элемент "эффективных" трудовых контрактов, критерий участия преподавателя в репутационном продвижении вуза, связанный с индексами цитируемости, обязательное требование «профильных» «ВАКовских» публикаций для научных руководителей аспирантов. Ответственность преподавателей в этой сфере существенно возрастает, но уровень гарантий остается минимальным. Давно и бесплодно обсуждаемый пример - ситуация с совершенно разной доступностью для преподавателей «ВАКовских» журналов и явная коммерциализация этой сферы.

Исследования студентов

Во-вторых, это исследования студентов - как обязательная часть системы профессионального образования (на уровнях магистратуры и аспирантуры - ключевая часть). Возможно, в этой сфере не требуются какие-либо государственные гарантии, закрепляемые помимо основных программ профессионального образования, всю полноту ответственности за реализацию которых несут сами вузы. Но закрепление рамочных принципов реализации исследований студентов существенно повысило бы эффективность этой сферы. Например, этот аспект мог бы найти отражение в рекомендуемых параметрах грантовских разработок.

Кандидатские

Еще один вопрос, связанный с переходом к трехуровневой системе высшего образования, - нынешний двусмысленный статус кандидатской диссертации. Диплом бакалавра и диссертация магистра являются выпускными квалификационными работами. Но обучение в аспирантуре, что стало еще одним уровнем высшего образования, подготовку ВКР в каком-либо формате не предусматривает. Кандидатская диссертация де-юре рассматривается как самостоятельная квалификационная работа. В то же время научно-исследовательская работа аспирантов «по умолчанию» направлена именно на подготовку кандидатского диссертационного исследования. Для преодоления этого противоречия следовало бы перевести кандидатскую диссертацию в статус ВКР аспирантуры, тогда как единственной ученой степенью, утверждаемой ВАК, должна остаться степень доктора наук.

Справка «Rosnauka.ru»:

Кто будет работать над законопроектом:

• Комитет ГД по науке и наукоемким технологиям,

• Комитет СФ по науке, образованию и культуре,

• эксперты Министерства образования и науки РФ,

• Минэкономразвития РФ,

• Министерство финансов РФ,

• Общественная палата РФ,

• РАН,

• Ассоциация государственных научных центров,

• вузы и НИИ.