http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=555c3d87-c65a-4fd0-96c6-dc86038c8e39&print=1© 2024 Российская академия наук
О новых игроках на рынке высшего образования, эволюции и трансформации университетов, а также об успехах России в битве за привлечение абитуриентов читайте в материале Проектного офиса Проекта 5-100.
Рынок высшего образования становится все более конкурентным, меняется расстановка сил. Инициативы превосходства, направленные на серьезные трансформации системы образования, повышение его качества, уровня конкурентоспособности университетов и их позиций в мировых рейтингах уже запустили такие страны, как Дания, Германия, Франция, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Япония, Саудовская Аравия и другие. В настоящее время впервые в своей истории такую инициативу проводит Индия — выбрав ведущие вузы, страна планирует выходить на глобальный рынок. Не так давно очередную инициативу запустил Китай.
Таким образом, сейчас за одних и тех же студентов начинают конкурировать не только страны, традиционно привлекательные для иностранных студентов, но и страны БРИКС. При этом все они преследуют одну и ту же цель — вывести вузы на новый качественный уровень, сделав их не национальными, а глобальными университетами.
Такая тенденция несколько усложняет работу уже существующих на рынке игроков. Результаты этого можно увидеть в мировых рейтингах университетов. «Сейчас как никогда ранее нужно бежать, чтобы остаться на месте — если в прошлом году в рейтинге THE можно было попасть в топ-500 с, условно, 10 баллами, то сейчас, имея 25 баллов, в топ-200 уже не попасть, это будет тот же топ-500. Чтобы перейти выше, необходимо прикладывать кратно больше усилий. Мы уже сейчас чувствуем, что страны конкурируют за абитуриентов», — рассказывает первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова.
Для того чтобы привлечь в Россию иностранных студентов и удержать лучших российских абитуриентов, необходимо предложить им то, что предлагают ведущие мировые университеты, внимательно изучив зарубежный опыт и компенсировав разницу за счет специфически российских конкурентных преимуществ.
Среди эффективных мер, направленных на преображение развивающихся вузов, специалисты выделяют следующие: cоздание совместных образовательных программ с ведущими мировыми научно-образовательными центрами; повышение количества программ и курсов, читаемых на английском языке; применение информационно-коммуникационных технологий и внедрение онлайн-курсов; привлечение и поощрение наиболее талантливых студентов; создание филиалов вузов в зарубежных странах; введение «аналитической» системы управления, когда решения принимаются на основе фактологических и цифровых данных, и так далее.
Эксперты отмечают, что два ключевых фактора развития китайских университетов XXI века — это заимствование лучших моделей управления университетами за рубежом и опора на обширную традицию китайского высшего образования.
«Сегодня система высшего образования в Китае стремительно развивается — многие китайские вузы занимают прочные позиции в крупнейших мировых рейтингах, укрепляют партнерские сети за рубежом, активно взаимодействуют с международным академическим сообществом. Этому способствует грамотно выбранная стратегия: с одной стороны, Китай перенимает лучшие практики управления университетами за рубежом, а с другой — учитывает собственный наработанный опыт и традиции», — комментирует проректор по международной деятельности СПбПУ Дмитрий Арсеньев.
Российские студенты также проявляют интерес к обучению в Китае, более того, эта динамика положительная: начиная с 2014 года количество российских студентов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, которые отправились в КНР по различным программам академической мобильности, увеличилось почти в три раза.
В 1995 году Китай одним из первых запустил беспрецедентный по масштабам Проект 211, включив в него 112 вузов. В 1998 году в стране был запущен Проект 985, в который вошло еще 39 университетов. (Проект 211 называется так потому, что к XXI веку в Китае должно быть 100 успешных университетов, а название Проекта 985 следует из даты первого публичного представления проекта — май 1985 года.) Оба проекта завершились в 2017 году. Степень эффективности данных проектов можно в том числе оценить через присутствие китайских университетов в одном из наиболее авторитетных мировых рейтингов — ARWU. Так, в 2003 году в топ-200 общего (институционального) рейтинга ARWU не входил ни один университет из Китая, в 2018 году таких университетов уже 12. В настоящее время в стране реализуется новая инициатива Double First Class University Plan, охватывающая 42 ведущих университета и 95 вузов, в которых будут реализованы программы подготовки мирового класса по отдельным предметным областям.
Президент Китайского общества по стратегическим вопросам развития образования, член Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров Вэйфан Мин отмечает, что модернизация образования в Китае представляет собой процесс, в который входит не только использование новых технологий, усовершенствование программ и методов преподавания, обновление преподавательского состава и интернационализация образовательных программ, но также — что, возможно, является наиболее важным фактором — структурные реформы всей образовательной системы, проводимые в соответствии с экономическим и социальным развитием страны.
Эксперты отмечают: при анализе зарубежного опыта важно учитывать, что предпринимаемые университетами меры для улучшения своих позиций на мировом образовательном пространстве и получаемый на них отклик различны и зависят от политической и социальной среды.
Российские университеты, следуя современным тенденциям, активно перенимают зарубежный опыт и внедряют в свою деятельность лучшие практики: так, в настоящее время среди мер, направленных на повышение конкурентоспособности университетов, все более востребованными становятся междисциплинарные образовательные форматы, позволяющие определиться с профильной дисциплиной после второго курса и выбирать предметы для изучения среди уникальных авторских курсов.
Подобные научно-образовательные направления активно внедряются в рамках реализации Проекта 5-100. В ТюмГУ был даже разработан собственный уникальный формат — Школа перспективных исследований, которая была открыта в 2017 году. Школа делает ставку на мультидисциплинарные исследовательские команды, интегрированные в мировые академические сети. Эти команды заменяют собой традиционные кафедры и обеспечивают интенсивную междисциплинарную коммуникацию.
Обучение ведется на двух языках — русском и английском, а преподавателями стали профессора, имеющие опыт работы в ведущих мировых университетах США, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Италии, Финляндии, Польши, Сербии, Китая, Сингапура, Южной Кореи. «Сейчас образовательные форматы отличаются гибкостью, индивидуализацией и сложной дисциплинарной композицией, принципиально отличающейся от привычной для российских университетов системы конвейерного производства специалистов», — отмечают в Тюменском госуниверситете.
Школа перспективных исследований ТюмГУ максимально приближается к этой модели: благодаря уникальной системе найма профессоров через проектно-аналитические сессии по дизайну мультидисцилинарных исследовательских проектов 75% штатных преподавателей школы — это обладатели PhD университетов, входящих в топ-100 рейтингов THE и QS, а образовательные форматы на уровне бакалавриата позволяют этим профессорам максимально использовать приобретенные в этих университетах знания и навыки. Школа призвана стать заметным российским игроком в экспорте высокоуровневого образования в области социогуманитарных дисциплин, биологии и информационных технологий.
«Только открытость поможет повысить эффективность образования. В мире современных технологий невозможно утаить никакую информацию. Невозможно быть нечестным. И все в мире идет к тому, что высшее образование не будет программой в рамках одного вуза, это будет пазл, сложенный из нескольких дисциплин, собранных в разных вузах мира», — говорит Дарья Козлова.
Трансформация в ведущий университет невозможна без привлечения ученых с опытом международной работы для проведения научных исследований на базе университетских лабораторий. В рамках конкурса постдоков — программы кадровой поддержки научной деятельности университетов, реализуемой по линии Проекта 5-100, — в Россию уже приезжают ученые из ведущих мировых университетов, таких как Оксфорд, MIT и многих других. Конкурсы постдоков проводятся и в ряде университетов Проекта 5-100, в частности в ДВФУ, КФУ, НИТУ «МИСиС», МФТИ, СФУ, УРФУ, ЮУрГУ и т. д.
Открытый международный конкурс среди ученых и исследователей на позиции научных сотрудников вуза (ITMO Fellowship, ITMO Professorship) проводит и Университет ИТМО.
«Такая программа была бы уместна на уровне государства, в том числе по привлечению в нашу страну ученых», — отмечает Дарья Козлова.
Вэйфан Мин считает, что российская и китайская системы образования имеют много общего. При этом российская система образования нуждается в дальнейших структурных реформах, включая сокращение числа вузов с узкой специализацией, дифференциацию высших учебных заведений в соответствии с потребностями экономического и социального развития, повышение институциональной автономии вузов, диверсификацию и увеличение числа источников финансирования, поощрение конкурентоспособности и непрерывную государственную поддержку научных проектов.
Генеральный директор Левенского католического университета и член Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров Конрад Дебакер также отмечает, что российским вузам необходимо осуществлять постоянные инвестиции в реализацию и внедрение цифровых образовательных решений и разработок, придерживаться дисциплины и соблюдать последовательность действий. «Однако уже сейчас эффект от реализации цифровых стратегий можно наблюдать в виде распространения международной известности и увеличения числа студенческих организаций в различных учреждениях, охваченных Программой 5-100», — полагает Конрад Дебакер.
«Так же, как образовательные учреждения по всему миру, группа вузов, охваченных Программой 5-100, разработала цифровые образовательные продукты, которые хорошо окупаются», — уверен эксперт. Он отметил, что эти вузы играют ведущую роль в России, а также довольно заметны на поприще международного цифрового образования.
«Другие учреждения в настоящее время с воодушевлением начинают свой путь к цифровизации, однако у них еще многое впереди, а пока они учатся ориентировать свою политику и инвестиции на максимальную эффективность. Третьей же группе вузов еще предстоит обнаружить и определить ценность цифровых технологий для собственной образовательной политики и вспомогательных структур. В этом смысле цифровая эволюция (или революция) в российском высшем образовании переживает те же трудности, что и за рубежом. Эти проблемы также решаются весьма похожими способами, при этом группа вузов занимает лидирующие позиции, в то время как другие образовательные учреждения только начинают открывать для себя блага "цифрового путешествия"», — считает Дебакер.
«В чем нуждаются российские вузы, ориентированные на научно-исследовательскую деятельность? В увеличении финансирования, большей степени академической свободы, сокращении бюрократии, преподавательском составе, работающем на полную ставку, возможности развития новых и инновационных идей в области научно-исследовательской деятельности, преподавания и руководства, а также более полной интеграции с институтами РАН. Разумеется, большинство российских вузов не ориентированы на научные исследования, но эти учреждения также нуждаются в поддержке и должны сосредоточиться на высоком качестве преподавания и укреплении связей с промышленностью», — резюмирует директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа и член Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров Филип Альтбах.
https://indicator.ru/article/2019/05/16/vysshee-obrazovanie-5-100/