http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=56bcb1e7-6c87-4f29-ab34-7093c9ad2be8&print=1© 2024 Российская академия наук
Основатель китайской династии Хань император Лю Бан в дремучем III веке до н.э. считал, что тот, кто владеет книгами, владеет миром. Мысль императора в его эпоху была парадоксальна, а сегодня стала общим местом. Но российские граждане, в отличие от советских, к науке в помыслах обращаются редко. Тем удивительнее, что на минувшей неделе это случилось дважды.
Общественность возбудилась по поводу новых государственных стандартов образования, сочтя в дружном негодовании, что это окончательно укокошит некогда лучшую в мире систему школьного образования. А президент наградил в Кремле молодых ученых и намекнул, что Россия полетит на Луну. Поскольку в начале 1960-х годов после оглушительных космических прорывов СССР президент Кеннеди поставил перед Америкой задачу вернуть мировое лидерство и в качестве первых задач предложил нации полет на Луну и реформу образования, то аналогии с российскими реалиями напрашиваются. Мы стремимся вернуть себе технологическое лидерство, реформируем образование и замахиваемся на Луну. Впрочем, вряд ли в словах президента имелось в виду конкретное небесное тело, скорее - высокие устремления.
Хорошим ли было советское школьное образование? Версий сколько угодно, но истину найти невозможно, потому что не было объективных методов расчета качества образования. Методы появились, и в 2000 году Организация экономического сотрудничества и развития стала проводить всемирные опросы PISA, завоевавшие у профессионалов почет и уважение. Последний опрос выявил, что по умению использовать знания в математике и естественных науках Россия находится на 38-39-м месте в мире. С осмыслением прочитанного текста еще хуже - 43-е место. А в лидерах Китай, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Корея и Финляндия. Это показатели для 15-летних школьников. Любопытно, что 10-летние российские дети, то есть выпускники начальной школы, - в лидерах. Схожие показатели были в 2000 году, когда реформаторы еще не подступили к школе и она жила советским багажом. Таким образом, призывать к консервации нашей школы, ибо она является национальным достоянием, - окончательно загубить образование и поставить крест на всех амбициях.
В кампании, которая поднялась против нововведений, поражает не сама критика стандартов, в которых куча недочетов, а непрофессионализм и неправда. Оппоненты, так кажется, не удосужились прочитать стандарты, но ужасаются: обязательных предметов лишь четыре во главе с физкультурой! Вспомним, неумение понять текст подтверждают выводы PISA. Разработчики стандартов предлагают не четыре обязательных предмета, но не менее десятка. Юноша должен сам сделать выбор, ибо он уже смышлен и знает свои склонности, предвидит будущее. Специализация в современном мире углубляется, и положение необходимо исправлять, иначе инновации и модернизация останутся лозунгами, что случалось уже слишком часто. В лучших в мире китайских школах специализация введена давно. Не случайно китайские школьники берут верх на всемирных олимпиадах. И в Америке реформа Кеннеди стоит на профильном обучении в старших классах. В Западной Европе профильное обучение предусмотрено с 7-го класса, а не с 9-го, как у нас. Может, не было бы иначе Силиконовой долины, куда хлынула молодежь?
Сами США вычеркнули Луну из своих планов, ибо очередной прорыв может предложить только Марс.
Возрождение космонавтики способно стать индикатором возрождения России с ее чаяниями об инновациях. На ноябрь 2011 года намечен старт первой российской межпланетной экспедиции "Фобос-Грунт". Это смело - впервые с марсианского спутника надо вернуть на Землю образцы грунта. Таких задач не ставит ни одна страна. Пилотируемый полет на Марс сложнее, но возможен. В Институте медико-биологических проблем проходит эксперимент с имитацией 500-суточной экспедиции. На этой неделе русский и итальянец при страховке китайца осуществили первую высадку на Марс. Пока Марс на Хорошевском шоссе...