http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=56c4eecf-df7a-4108-b76c-9388276a23da&print=1
© 2024 Российская академия наук

БЕЗ ЛОСКУТОВ! ПРЕДСТАВЛЕНА КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО ЗАКОНА О НАУКЕ

28.11.2014

Источник: Поиск, Надежда Волчкова

О работе над новым федеральным законом о науке

Вовсю закипела работа над новым федеральным законом о науке. Старый документ, 1996 года, как не отвечающий требованиям времени решено менять уже давно. В феврале была создана рабочая группа по подготовке законопроекта, состоящая из 60 человек ­ депутатов Госдумы, представителей Минобрнауки РФ, РАН, научных организаций и фондов, высшей школы, госкорпораций, общественных структур. Руководителем был назначен депутат от “Единой России” Александр Дягтярев. Однако недавно он стал и.о. ректора Уфимского государственного авиационного технического университета и сложил с себя думские полномочия. Теперь рабочую группу возглавляет председатель Комитета по науке и наукоемким технологиям академик Валерий Черешнев. На днях Валерий Александрович провел очередное заседание на площадке Президиума РАН. Открывая мероприятие, он сообщил, что к работе над законом о науке планируется привлечь научную общественность, “чтоб не получилось так, как с законом о РАН”.

Академик В.Черешнев представил анализ положений нового закона, предлагаемых членами рабочей группы, организациями и отдельными учеными. Большинство принявших участие в обсуждении, по его словам, считают основными недостатками действующего нормативного акта его декларативный характер, а также отсутствие эффективных и прозрачных механизмов, обеспечивающих развитие науки.

С подачи авторов замечаний был составлен целый список наиболее острых проблем, неотрегулированность которых мешает ученым работать. По словам академика В.Черешнева, он выглядит так. Не предусмотрены гарантии реализации социально-­трудовых прав добросовестно выполняющих свои обязанности научных сотрудников. Плохо отработан порядок проведения научной экспертизы, а также организации конкурсных процедур научными фондами. В законодательстве отсутствуют необходимые нормы по использованию и защите интеллектуальной собственности, коммерциализации научных разработок, распределению между государством и участниками рынка прибыли от применения новых технологий. Не выстроена эффективная система управления наукой. Отсутствуют стимулы для инновационного развития промышленных предприятий. Не найдена оптимальная модель финансирования исследований.

Новый закон должен заполнить правовые лакуны и устранить все выявленные учеными изъяны регулирования научно­-технической деятельности.

Однако его главная задача не фиксация нынешней ситуации, а проектирование будущего, подчеркнул заместитель директора Департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Матвеев. Он отметил, что действующий закон необходимо менять не только потому, что он стал похож на лоскутное одеяло ­ поправок и дополнений там уже больше, чем исходного текста.

Значительно важнее, что сектору научных исследований и разработок (НИР) сегодня предъявляются совершенно иные требования, чем раньше. Экономический уклад в стране поменялся, а наука застыла в прошлом, заявил представитель Минобрнауки. В последнее время вводятся элементы устройства сектора НИР, точечно изменяющие научный ландшафт, ­ новые принципы оценки результативности организаций и регулирования труда научных работников, преобразование системы фондов, институтов развития. Задача нового закона ­ объединить все это в единую систему.

Сергей Матвеев обозначил ключевые принципы, которые, по мнению Минобрнауки, необходимо положить в основу документа. Первый важнейший момент ­ обеспечение свободы научного творчества. Организации, коллективы и ученые должны быть вольны в выборе тематики и направлений исследований, но при этом обязаны нести полную ответственность за результаты своей деятельности ­ за их конкурентоспособность в случае фундаментальной науки и за востребованность ­ в прикладной области.

Не менее важно определить в законе механизмы управления, влияния государства на развитие сектора исследований и разработок. Одним из возможных решений может стать система государственных приоритетов, национальных технологических инициатив и прорывных научно­-технологических проектов. Власть устанавливает такую систему, а научные организации ищут в ней свое место.

Наконец, должна быть выстроена конкурентная модель взаимоотношений: это единственный способ гарантировать высокий уровень научных результатов. “Мы хотим, чтобы государственные ресурсы не размазывались ровным слоем, а концентрировались в зонах развития, где есть перспективные идеи, способные ученые, высокий уровень менеджмента для реализации проектов”, ­ заявил С.Матвеев.

Одновременно закон должен заложить новую систему взаимоотношений науки с государством, бизнесом, обществом, международным сообществом, основанную на открытости и прозрачности. Проблемы науки последних лет во многом связаны с утратой коммуникаций между академическим и вузовским секторами, наукой и государством, бизнесом, обществом, уверены в министерстве.

Как реализовать эти принципы? Сергей Матвеев представил проект концепции нового закона, подготовленный Минобрнауки с учетом поступивших от научного сообщества предложений. В структуре законопроекта, который предполагается назвать “О научной, научно-­технической и инновационной деятельности в Российской Федерации”, выделено пять крупных разделов: основы государственной политики в сфере научной, научно­-технической и инновационной деятельности; субъекты и инфраструктура; организация деятельности; использование результатов; финансовое обеспечение деятельности и объектов инфраструктуры. Представитель министерства прокомментировал все разделы и статьи, обозначив, “что они должны поменять в каждой точке системы”.

Участники встречи поддержали системный подход к подготовке структуры закона, отметив, что заложенные в проект идеи конструктивны, но требуют серьезной проработки. Впрочем, целый ряд критических замечаний прозвучал сразу. Так, много вопросов вызвала “расширительная” концепция закона, который предполагается распространить и на научную, и на научно­-техническую, и на инновационную деятельность. По мнению министерства, закон должен регулировать все указанные сферы, чтобы обеспечить единообразный подход к их развитию и не допустить дальнейшего дистанцирования науки от экономики.

Оппоненты говорили о том, что перечисленные виды деятельности принципиально различаются, поэтому в мире нет практики “собирать их под одной крышей”. С.Матвеев отметил, что вряд ли в этом вопросе стоит ориентироваться на мировой опыт, так как в России сложилась уникальная модель, в которой государство играет беспрецедентно большую роль в финансировании науки.

Согласно принятой рабочей группой процедуре, предложенную конструкцию (разделы, главы, статьи) предстоит совместными усилиями экспертного сообщества подкорректировать и наполнить содержанием. Сбором и анализом предложений будут заниматься сформированные для этой цели подгруппы. Сергей Матвеев напомнил коллегам, что закон создается не для решения сиюминутных проблем, ему суждена долгая жизнь, и поэтому на всех участниках процесса лежит большая ответственность. Валерий Черешнев выразил надежду, что проект удастся подготовить в течение следующего года.