Александр СЕЛИН: «Основная проблема российских технопарков — отсутствие финансовой поддержки»
08.05.2008
Источник: STRF.ru,
Кристина Борисова
Справка: Селин Александр Алексеевич, заместитель генерального директора по инновационной деятельности ОАО «Технопарк-Зеленоград»
Как создавался зеленоградский технопарк? Какова специфика его деятельности?
— Технопарк существует с 2000 года. Он исторически связан с научной деятельностью предприятий Зеленограда, который создавался как центр электронной техники бывшего СССР. В советское время в городе было много крупных производственных предприятий, работавших преимущественно на оборонку. Когда всё рухнуло и производство военной продукции свернулось, на базе этих предприятий стали создаваться небольшие творческие коллективы, которые пытались хотя бы как-то пробиться на рынок — в основном, электронного приборостроения.
Сейчас на территории зеленоградского технопарка работает 39 предприятий. Большинство из них очень успешны и широко известны, например, компания «Нанотехнология-МДТ» — один из мировых лидеров в области производства оборудования для нанотехнологий, техники, позволяющей исследовать очень маленькие объекты. Из других ведущих направлений деятельности наших предприятий — разработка систем безопасности, робототехника, лазерные и медицинские технологии.
Если говорить об эффективности технопарка, то проект вполне экономически успешен: за два года мы покрыли затраты на создание технопарка.
Какие условия вы предоставляете предприятиям?
— Фактически, технопарк предоставляет им только специально оборудованные площади, приспособленные для разработки и внедрения технологий. Но одно это достаточно важно для малых наукоёмких предприятий, поскольку они не могут, как торговые или компьютерные фирмы, снять какой-нибудь подвал. Им нужны, например, системы вентиляции, подачи сжатого воздуха, определённые сливы для работы с вредными веществами и т.д. Это всё мы можем предоставить.
Кроме того, мы сотрудничаем с территориальным агентством по развитию малого предпринимательства, где есть юридические, консалтинговые службы. Но, к сожалению, каких-то специальных льгот для предприятий, которые предусмотрены в законодательстве многих стран мира, мы не предоставляем.
Перечислите основные принципы отбора проектов.
— Отбирались команды, которые проявили себя, что-то уже производили, то есть не стартапы, а вполне оформившиеся малые предприятия, работавшие по два-три года. Свои производственные площади мы готовы сдавать лишь тем, кто гарантированно использует их по назначению.
На Ваш взгляд, такая форма коммерциализации технологий, как технопарк, имеет перспективы в России?
— Чёткого понимания, что такое технопарк, у нас ещё нет. Есть куча терминов: инкубаторы технологий, бизнес-инкубаторы, технологические теплицы, технопарки, технологические коридоры. На самом деле, разговор идёт об одном и том же. Это некие организации, которые помогают в основном малым предприятиям выбиться «в люди», встать на ноги. И как бы они ни назывались, главные их задачи: а) помочь начинающим командам определиться с направлением, куда двигаться; б) помочь консультационными услугами. Почему? У большого предприятия имеются мощные отделы маркетинга, продаж, сервиса. В случае малого предприятия, где всего-то может работать 5—15 человек, функции и отдела маркетинга, и отдела сервиса часто выполняет один человек; разумеется, в каких-то вещах он может быть не очень компетентен.
Отмечу ещё одну задачу технопарков, которая повсеместно реализуется на Западе, но пока идеал в условиях нашей страны. Имею в виду привлечение финансовых средств для поддержки малых предприятий. У нас нет работающих схем финансирования инноваций. Ведь в наукоёмком бизнесе колоссальные затраты и риски. Рассмотрим в качестве примера некий наукоёмкий продукт, условно говоря, «мыльницу». Из 100 рублей, необходимых для её производства, 70 предприятие потратит только на разработку, остаток суммы понадобится для вывода на рынок. Если я возьму торговое предприятие, там другие затраты и другая окупаемость, обычно — пять-семь лет с начала разработки. Ни один банк не даст нашему малому предприятию кредит на такой срок, а если и даст — то под безумные проценты.
Отсутствие финансовой поддержки технопарков в России — главная наша беда. Очень удручает формальный подход, когда создаются фонды (обычно сами по себе, на Западе — как раз при технопарках), где сидят люди, понятия не имеющие, как научно-техническая продукция разрабатывается и производится. Кому они деньги дают и кто там эксперты — большой вопрос. Вследствие этого наши научно-исследовательские предприятия часто работают не благодаря чему бы то ни было, а вопреки.