http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=5732fcc5-c6da-40ed-a674-2c4795643205&print=1© 2024 Российская академия наук
"Если бы не была уверена, что сама ее родила, считала бы, мне подменили ребенка!" - ворчит иногда моя знакомая, не узнающая себя в двадцатилетней дочери. Ее лицо - копия материнского, каким оно было в таком же молодом возрасте. Внешне они, действительно, удивительно схожи, а во всем остальном - словно инопланетяне. И не в том дело, что нет в семье привязанности или заботы, мать и дочь нежно любят друг друга, только смотрят на мир разными глазами. И это различие бывает подчас столь основательным, что вгоняет мою знакомую в ступор.
Не думаю, чтобы ситуацию можно было назвать исключительной, подобные примеры наверняка известны многим. Если уж родные так разнятся, что и говорить о том, какая пропасть может разделять посторонних людей! А ведь мы не похожи не только характерами, взглядами, привычками, обычаями, нас выделяет еще цвет кожи, разрез глаз, структура волос... Каждый человек по-своему неповторим. Сегодня мы это знаем уже не только на уровне обыденного сознания, но можем ссылаться на авторитет науки. А она доказала, что любой индивидуум генетически уникален. И в то же время есть общность генов, присущих человеческой природе, ДНК разных людей, говорят ученые, совпадают на 99,9%. Выходит, все различия лежат в чрезвычайно узенькой полосе. Насколько связаны они с расовыми, национальными особенностями?
Эта тема всегда вызывала к себе особое отношение. С одной стороны, на ней лежит тяжелый отпечаток шовинистических, националистических теорий, провозглашающих превосходство избранных народов. С другой стороны, ученых иногда упрекают в том, что они оказываются заложниками пресловутой политкорректности, она якобы мешает объективному подходу к предмету исследований. Не так давно споры на эту тему в очередной раз разгорелись в США, что выплеснулось и на страницы печати. Газета The Wall Street Journal рассказала о профессоре генетики Чикагского университета Брюсе Лане, чья публикация в научном журнале вызвала колоссальный скандал и едва не стоила ученому профессорского звания, на которое тот претендовал.
Все началось с публикации в научном журнале, в которой Лан изложил результаты своих исследований. Он взялся за скользкую тему - решил проверить, как координируются интеллектуальные способности и расовые особенности. Работа ученого была построена на исследовании двух генов, связанных с размерами мозга, Лан нашел, что в отдельных человеческих популяциях мутации этих генов происходили по-разному, из чего сделал вывод: это могло дать интеллектуальное преимущество одним народам перед другими. Издания, проповедующие превосходство белой расы, немедленно подхватили гипотезу. Лану стали приписывать даже то, чего он никогда не говорил, что лишь ужесточило критику в его адрес. Ученого обвинили в том, что им движут личные предрассудки, говорили, что он наносит ущерб целой области генетики. Лан в свою очередь жаловался на интеллектуальную "полицию", хотя авторитетный журнал Science не только принял его статью к публикации, но и развернул открытую научную дискуссию. Оппоненты сочли выводы Лана некорректными, тем не менее он был избран профессором. Через некоторое время ученый заявил, что был истолкован неверно...
Но тема не закрыта. "Надо двигаться туда, куда ведут данные, домыслы в этой сфере опасны", - таково мнение профессора Спенсера Уэллса, возглавляющего амбициозный проект (Genographic Project) Национального географического общества. Его цель - собрать образцы ДНК 100 тысяч человек, представляющих разные континенты, и провести сравнительный анализ. Правда, ученые не собираются заниматься исследованием мозга, они хотят понять эволюционные причины физических различий между людьми.
То, что различия существуют, очевидно. Но чем они вызваны, есть ли генетическое несоответствие между расами, насколько сильны такие различия? Одни исследователи объясняют нашу непохожесть лишь внешними факторами, влиянием окружающей среды. Другие, подобно Лану, ищут биологические различия, которые ставят народы в неравное положение. Третьи называют обе точки зрения крайними, считают, что все люди на Земле имеют общие генетические корни, а незначительные расхождения - результат эволюционного развития человечества. К сторонникам такого научного подхода принадлежит и известный российский ученый, главный научный сотрудник Института генетики им. Н. И. Вавилова РАН, доктор биологических наук Лев Животовский.
Его имя за последние два года дважды прозвучало в связи с наградой за лучшую научную публикацию. Первый раз речь шла о престижной премии весьма почитаемого в мире ученых британского журнала The Lancet, который ежегодно называет лучшие научные работы в области биологических наук, это своего рода "Нобель" для биологов. Вторая награда гораздо скромнее, ее присуждают отечественные научные журналисты вместе с Российской академией наук, Минобрнауки и рядом других организаций, о чем в свое время рассказывала наша газета. Так вот, в обоих случаях речь шла об исследованиях, выполненных на базе Стэнфордского университета, а принимали в ней участие ученые нескольких стран, Россию представлял генетик Лев Анатольевич Животовский.
Этот проект ставил целью понять, каковы генетические различия между людьми разной расы, разного этноса. В отличие от Брюса Лана международная группа сосредоточилась не на отдельных генах, а на геноме человека в целом. Образцы ДНК были взяты у представителей 52 этнических групп, населяющих самые разные регионы мира. В распоряжении исследователей оказался генетический материал 1056 человек, среди которых были французы, баски, палестинцы, японцы, пигмеи, индейцы майя и другие народы. Гены россиян были представлены русскими, адыгейцами и якутами. Рассказывая о проведенной работе, Лев Животовский особо подчеркивает, что осмысление такого большого объема генетического материала было предпринято наукой впервые.
Ученые выбрали для анализа около 400 признаков ДНК, а точнее - 377 особых маркеров, так называемых микросателпитных локусов, которые более или менее равномерно разбросаны по геному. Считается, что они могут служить наиболее подходящей генетической меткой, поскольку накапливают случайные мутации, которые никак не проявляются внешне и не участвуют в естественном отборе. Кроме того, по темпам возникновения мутаций можно датировать те или иные популяционные вехи. Это помогло, в частности, уточнить периоды миграций наших далеких предков и примерное время первого популяционного выплеска из Африки. Авторы-исследователи считают, что это произошло от 150 до 70 тысяч лет назад. Изучая ДНК современных жителей Земли, оказалось возможным оценить и численность той самой популяции, от которой тянутся нити ко всем последующим поколениям людей. Судя по генетическим маркерам, она была весьма немногочисленной, популяция наших общих предков насчитывала около 2000 человек.
Иными словами, исследование подтвердило гипотезу, согласно которой у современного человечества общие корни. Вполне естественно, что расселение людей по планете должно было привести к возникновению определенных внешних различий, но их генетический характер, как выясняется, крайне незначительный. Речь идет не о глубоких биологических различиях, говорит Лев Животовский, а об эволюционных изменениях, вызванных случайными мутациями. Этим, кстати, объясняется то, что для разных регионов могут быть характерны различные наследственные болезни. В этом смысле нет избранных рас. Как нет превосходства одной расы над другой по любым другим признакам, в том числе - интеллектуальным.
Авторы этого исследования пришли к выводу, что на собственно межрасовые различия приходится не более 10% генетических особенностей, и все они развились эволюционно, в процессе адаптации человека к тому или иному климату, типу питания, образу жизни. "Расы - просто большие популяции человека, никакой биологический критерий не позволил бы выделить их даже в подвиды, не говоря о видах, - говорит российский ученый. - Выявленное распределение ДНК-маркеров по расам - это обычные генетические различия между популяциями одного вида, наблюдаемые у многих животных". Получается, что при всех внешних различиях люди, живущие на разных континентах, удивительно схожи. Кстати, именно так и называлась статья Льва Животовского, которая принесла ему победу во Всероссийском конкурсе научно-популярных статей, - "Мы не только различны, но и удивительно схожи". Пожалуй, точнее не скажешь.