РАН борется за магистров
22.11.2011
Источник: Наука и технологии России, Валерий Платонов
В настоящее время весьма актуален вопрос о судьбе РАН и в целом – о государственных (бюджетных) академиях наук и институтах
В настоящее время весьма актуален вопрос о судьбе РАН и в целом – о государственных (бюджетных) академиях наук и институтах (РАН, РАМН, РААСН, РАСХН, РАО, РАХ). Так, например, Дмитрий Ливанов пишет о преобразовании РАН из «министерства фундаментальных исследований» в «клуб учёных», то есть фактически делает заявление о желании, чтобы система РАН умерла естественным образом, при этом всячески подталкивая её к эвтаназии. Однако если «разогнать» РАН, то автоматически придёт в упадок МФТИ, пожалуй, на сегодня лучший университет в России.
Справка STRF.ru:
Платонов Валерий Николаевич, исполнительный директор АНОО «Высший университет науки и технологий» при институтах РАН; окончил с отличием физический факультет МГУ, кандидат физико-математических наук
Выходом из создавшегося плачевного положения науки могло бы быть предоставление возможности РАН конкурировать с вузами в образовательных программах, в том числе магистерских. Такая возможность не требует больших финансовых затрат. Однако существующий порядок вещей (законодательство и позиция Минобрнауки России, поддерживаемая ректорами ведущих университетов) не допускает такой конкуренции. В Федеральном законе РФ N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в статье 5, пункт 1 говорится: «Научная организация в целях подготовки и переподготовки научных работников и специалистов может осуществлять обучение по образовательным программам послевузовского профессионального образования, а также по образовательным программам дополнительного профессионального образования». Отсюда определён и устав РАН и, соответственно, уставы академических институтов.
Давно назревшее предложение: ввиду появления двухступенчатой системы высшего образования, внести дополнение в закон о науке и государственной научно-технической политике (или закон об образовании) о возможности для научных организаций осуществлять обучение и по магистратуре – ступени программы высшего образования. Де-факто, такое обучение уже производится и реализуется через базовые кафедры ведущих университетов, (которых в РАН почти 400!, обучающихся старшекурсников других вузов почти 25 тысяч!, а научных сотрудников, работающих по совместительству на преподавательских должностях в университетах, около 10 тысяч!). Однако правовой статус таких базовых кафедр зачастую не оформлен должным образом, программы, по которым реализуется такое обучение, не отражают всего многообразия научной деятельности институтов, межинститутские программы фактически отсутствуют, а бюджетного финансирования на деятельность базовых кафедр не поступает. А содержание помещений, лабораторий, установок, оборудования, коммуналка, электричество, накладные и административные – это разве не расходы? Парадокс ещё и в том, что институты не имеют права участвовать в грантах на исследовательские работы студентов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 638 г. Москва «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» не разрешает иностранным аспирантам в случае, если их направляет правительство по соглашению с РФ, обучаться по своему выбору в аспирантуре РАН.
Естественное предложение заключается в том, чтобы включить РАН в перечень ведомств, которым назначаются контрольные цифры приёма иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, для обучения в аспирантуре и по программам дополнительного профессионального образования за счёт ассигнований федерального бюджета.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко признаёт, что «образовательный потенциал РАН сильно недооценён, необходимо рассмотреть вопрос о создании условий для подготовки магистров на базе учреждений Академии».
Но что происходит на деле? В обсуждаемом проекте закона об образовании, доступном на сайте Министерства образования и науки РФ (версия 2), в статье 32, пункт 1 ранее было учтено что: «Научным организациям предоставляется право реализовывать помимо вышеуказанных основные образовательные программы высшего образования – программу магистратуры и программу подготовки научно-педагогических кадров, а также программы подготовки научных кадров». К сожалению, в последней версии проекта закона (версия 3.0.2) статья 31, пункт 2 уже не предусматривается возможность научным организациям осуществлять магистерские программы: «Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по реализации программ подготовки научно-педагогических кадров, программ ординатуры, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ».
Ещё один трюк, заложенный в проекте закона об образовании, – это перевод аспирантуры из постдипломного в высшее образование и отнесение аспирантуры к подготовке научно-педагогических кадров (а не просто научных кадров), и только докторантура в проекте относится к разряду подготовки научных кадров (которую кое-кто собирается вообще отменить). Определённое преимущество академической аспирантуры заключалось и заключается в том, что в ней отсутствует педагогическая нагрузка для аспирантов. В проекте фактически речь идёт о том, что аспирантуру можно убрать из образовательных программ научных организаций!
Важность образовательной деятельности институтов РАН
Усиление образовательной деятельности РАН через магистратуру, аспирантуру и докторантуру могло бы быть ответом на вызовы научно-технологического развития и современных задач, стоящих перед фундаментальной наукой. При этом к развитию образовательной деятельности академических институтов можно отнести программы не только послевузовского образования или программы подготовки научно-педагогических и научных кадров (аспирантуру и докторантуру), но и магистратуру (ступень высшего образования), которая является естественной нишей для научно-исследовательских институтов.
Возможная структура образовательной деятельности РАН:
магистратура:
аспирантура;
докторантура;
привлечение талантливой молодёжи из других городов, приглашение студентов СНГ и других стран (спрос на такое предоставление образовательных услуг институтами РАН имеется);
создание целевых кафедр по бакалаврским программам в вузах и университетах с привлечением учёных РАН;
создание научных лабораторий (структурных подразделений институтов РАН) в российских университетах, в том числе в негосударственных вузах;
работа со школьниками – создание Центра образования РАН по дополнительному предметному образованию, исследовательскому образованию;
участие РАН в независимой общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;
реформирование системы высшего профессионального образования через программы стажировки, в том числе научной стажировки в исследовательских лабораториях.
Другой момент, который бы усилил привлекательность образовательной деятельности академических институтов, – это создание межинститутских (сетевых), горизонтально-интегрированных образовательных программ в соответствии со стандартами нового поколения. Конечно, научные сотрудники РАН, в массе своей, не особенно сильны в классическом преподавании, но они обладают безусловным лидерством в исследовательском образовании: в постановке задач, разработке теории, проведении эксперимента, экспертном оценивании результатов исследований, научном руководстве исследованиями – всё это является частью исследовательского образования, пожалуй, самой эффективной формой образования. Замечательная была бы идея – реализовать кросс-университетское образование совместно с МГУ, СПбГУ, лучшими федеральными и исследовательскими университетами РФ.
Варианты решения проблемы
Внутренние инициативы:
Конечно, можно было бы пытаться делать эти программы и внутри устава РАН (при соответствующем законе РФ об образовании) через Постановление Президиума об учреждении Академического сетевого исследовательского университета.
Другой вариант создания – расширение Академического физико-технологического университета (Ж.И. Алфёрова), являющегося учреждением РАН, по всем направлениям и специальностям академий наук.
Внешние инициативы таковы: введение в закон об образовании РФ, наряду с понятиями «образовательные организации» и «научные организации», понятия «научно-образовательной организации». Тогда естественным образом национальные исследовательские университеты попали бы в разряд научно-образовательных организаций. И вопросов с проведением научных исследований в образовательных учреждениях не возникало бы. Среди академических организаций допускалось бы разнообразие – существование как научно-образовательных, так и чисто научных учреждений.
Решение вопроса о бюджетном финансировании базовых кафедр – деньги в полном объёме идут вслед за студентом в научные и иные организации.
Здесь вообще было бы уместным поставить вопрос о реформировании высшего образования путём введения в учебные планы программы стажировок по специальности начиная с 3-го курса.
Ещё один обсуждавшийся ранее вариант – перевод университетов с расширенной сетью базовых кафедр в академических институтах (МФТИ И НГУ) в структуру РАН и расширение направлений их деятельности.
Конечной целью могло бы быть создание через Постановление Правительства РФ академического федерального исследовательского университета, реализующего определённые образовательные программы (магистратуру, аспирантуру, докторантуру) на базе академических институтов, например, с возможностью обучения на английском языке, при этом интегрирующий все институты академий наук.
Такой академический мегауниверситет, специализирующийся на магистерских, аспирантских программах и докторантуре, условно Академический университет науки и технологий, через небольшое время вошёл бы в сотню лучших исследовательских университетов мира даже по независимым мировым рейтингам (с учётом индексов цитирования, лауреатов премий и т.п.). Примеры таких новых университетов показывают Китай (GUCAS), Саудовская Аравия (KAUST). Для такого университета в силу существования институтов государственных академий наук и примерно 55 тысяч научных сотрудников, желающих применять свои знания и умения, даже не нужно больших бюджетных средств.