Минобрнауки на этой неделе утвердит новое положение о диссертационных советах. Последние детали чиновники и эксперты обсудят сегодня на коллегии ведомства, а накануне замминистра Сергей Иванец и руководитель департамента научно-педагогических кадров ведомства Елена Нечаева рассказали «МН», как изменится защита кандидатских и докторских диссертаций.
Изменения, по словам Иванца, не коснутся соискателей ученых степеней, а будут направлены на реформирование диссертационных советов. Важнейшим технологичным новшеством является объединение кандидатских и докторских советов. Кроме того, отныне диссовет будет самостоятельно принимать решение о присуждении докторской степени, а не ходатайствовать об этом перед Высшей аттестационной комиссией, как сейчас. За ВАК остается лишь обязанность проверки качества диссертаций. «По новому положению мы будем давать только заключение для министерства, а кандидатские будем анализировать, только если будет подана апелляция», — уточняет глава ВАК Михаил Кирпичников. Правда, и сейчас эксперты ВАК отсматривают не более 7–8% кандидатских.
«В новом положении будут ужесточены требования к качеству диссертаций, однако ВАК будет контролировать не соискателей, а работу советов», — объясняет Иванец. К примеру, если ВАК после проверки диссовета выявит две «необоснованные защиты», работа совета будет приостановлена на пять лет. «В стране сейчас около 3300 советов, не все из них работают качественно, многие уже несколько лет не проводят защиты, поэтому будем сокращать список», — рассказывает замминистра.
Другим важнейшим нововведением является обязательность аудио- и видеосъемки защиты, а также обязательная публикация всех авторефератов диссертаций на сайте Минобрнауки. «Ранее они публиковались на сайте того совета, где она защищалась. Теперь все будет в одном месте, и будет проще контролировать подлинность работ и законность процедур», — заявила Елена Нечаева. Также она заявила, что рассматривается возможность введения обязательной проверки диссертаций по системе «Антиплагиат» или ее аналогам.
Плагиат и вообще проблема обилия сомнительных диссертаций — основной конфликт между Минобрнауки и ВАК, руководство которой выражает позицию прежде всего Академии наук. «Новое положение принимали чиновники, серьезного обсуждения с научной общественностью не было. Мое мнение, мнение академии — надо было начинать эксперимент (с диссоветами) с выделения сильных, уже сложившихся научных организаций. МГУ, СпбГУ, несколько десятков исследовательских вузов и НИИ — вот те места, где есть советы с именем и большим опытом. Мне кажется странным доверять принятие решения о присуждении степени какому-нибудь университету Энска», — заявил «МН» Кирпичников. По его словам, ВАК отвергает до 1000 диссертаций в год. Он сомневается, что советы выдержат «столь высокую требовательность к качеству работ».
Пик научной активности пришелся на 2006 год — в России защитили почти 35 тыс. работ, а затем пошел спад, рассказывает Кирпичников. И в 2010 году, по данным Минобрнауки, в России защитили примерно 21,5 тыс. кандидатских и 2,7 тыс. докторских диссертаций. По словам Кирпичникова, количество получаемых степеней может сократиться еще на 25–30%.
«У нас в штате сейчас 30 человек, в год бывает 60–65 тыс. дел по тем или иным защитам. Можно ли что-то серьезное делать таким количеством экспертов? Во времена СССР было в десять раз больше сотрудников», — жалуется Кирпичников. «ВАК, может, и нуждается в модернизации, но первое, что нужно делать здесь, — это увеличивать количество экспертов. Качество экспертизы в любом научном деле — первое дело, только так можно понять, насколько та или иная работа объективна и профессиональна», — подтвердил «МН» президент МГТУ им. Баумана, член президиума РАН Игорь Федоров.
Сергей Иванец утверждает, что преобразование системы защиты ученых степеней не повлечет за собой упразднения кандидатов наук, не будет сопровождаться переходом к американской модели, которая, как известно, предусматривает степени магистра, а затем PhD (нечто среднее между кандидатской и докторской). Однако реформирование диссертационных советов невозможно без перехода на двухуровневую систему, считает руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. «Существующая система очень мешает России в нострификации (признание документа другой страны) и академической мобильности», — заявила она «МН». В споре ВАК и министерства Абанкиной ближе позиция Минобрнауки. «Большинство защит происходит очень формально и очень много тупого плагиата: 20 минут длится сама защита, два-три вопроса, составили протокол и пошли на банкет. Нет другого выхода, кроме как требовать ответственности от диссертационных советов», — уверена Абанкина.