РАБОТА НАД ЗАРПЛАТОЙ. НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА УЧЕНЫХ РОЖДАЕТСЯ В МУКАХ РЕФОРМА РАН

29.08.2014

Источник: Поиск, Волчкова Надежда

О введении новых систем оплаты труда ученых, административно-управленческого персонала и работников ведомственной социальной сферы

В скором времени в учреждениях РАН, РАМН и РАСХН, перешедших в ведение ФАНО, будут введены новые системы оплаты труда ученых, административно-управленческого персонала и работников ведомственной социальной сферы.

Созданная недавно агентством рабочая группа занимается подготовкой примерных положений об оплате труда работников подведомственных агентству федеральных государственных бюджетных учреждений. В этот орган, который возглавляет руководитель ФАНО Михаил Котюков, вошли представители агентства, Министерства труда и социальной защиты, Российской академии наук, Комиссии общественного контроля в сфере науки, Совета молодых ученых РАН, профильных профсоюзов, директорского корпуса институтов.

Связать воедино существенно отличающиеся друг от друга системы оплаты труда, которые применялись в трех академиях, оказалось не так-то просто. Рабочей группе приходится, что называется, играть на грани фола. Сложно и тем, кто наблюдает за процессом: они не всегда понимают суть решаемых проблем. Так, недавно в СМИ появилась информация о том, что глава ФАНО выступил против доплат научным сотрудникам за ученую степень. “Поиск” попросил прокомментировать эти сведения председателя Профсоюза работников РАН Виктора Калинушкина.

- Данный вопрос получил неверную трактовку, - заявил Виктор Петрович. - На самом деле, степенные надбавки были отменены новым Законом об образовании. Это, конечно, было неправильное решение: ученых лишили одного из стимулов повышать профессиональную квалификацию. Мы в свое время убеждали законодателей не вводить данное положение, но нас не услышали. Так что руководство ФАНО здесь ни при чем. Все вопросы к тем, кто готовил и принимал закон.

Лидер профсоюза отметил, что Михаил Котюков и его заместитель Алексей Медведев, который чаще всего проводит заседания рабочей группы, занимают конструктивную позицию по всем вопросам, касающимся подготовки новой системы оплаты труда. В частности, руководители ФАНО твердо придерживаются изначально провозглашенного ими принципа, который состоит в том, что оклады и гарантированные выплаты сотрудникам не должны уменьшиться.

Однако со степенными надбавками ситуация сложная. Профсоюз РАН предложил включить их в оклады ученых, предусмотрев в тарифной сетке такие должности, как, например, старший научный сотрудник (СНС) с кандидатской степенью и СНС с докторской степенью. Разумеется, эти позиции должны по-разному оплачиваться. Против такого подхода выступили представители Минтруда, заявившие, что нельзя устанавливать разные оклады сотрудникам, занимающим одинаковые должности.

Новая рекомендация профсоюза - включить в оклады научных сотрудников и старших научных сотрудников кандидатские надбавки, а в оклады ведущих и главных научных сотрудников - докторские. “Такое решение, может быть, ущемит конкретных людей, но позволит нам сохранить общий уровень гарантированных выплат, - сообщил Виктор Калинушкин. - Пока решение по этому вопросу не принято. Каким бы оно ни было, дирекции институтов при наличии средств имеют право устанавливать надбавки локальными нормативными актами. Но здесь уже никто ничего не гарантирует: сегодня ввели, завтра отменили”.

Председатель профсоюза разъяснил и растиражированное прессой сообщение о том, что рабочая группа готовит единое для трех госакадемий положение о стимулирующих выплатах. Можно ли его сделать в принципе, когда каждый институт РАН имел свой набор показателей результативности научной деятельности? По словам Калинушкина, “Положение о стимулирующих выплатах” будет рамочным документом, поскольку критерии оценки сильно различаются.

“В РАН примерно 80% надбавочного фонда - это средства, выплачиваемые из грантов, контрактов, программ, а они распределяются в соответствии с правилами, установленными заказчиком, - заметил лидер профсоюза. - Как делить составляющие 20% бюджетные надбавки, для нас не очень принципиально. Возможно, у коллег из РАМН и РАСХН другая ситуация. Постараемся сделать документ, который позволял бы контролировать ситуацию, но никому не связывал руки”.



©РАН 2024