http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=579a12fd-8dff-45dd-a202-2a3ed72e31ab&print=1
© 2024 Российская академия наук
Об авторе: Элла
Григорьевна Лаврик – доктор исторических наук, Институт славяноведения РАН.
Славистика в новых измерениях
Одна из главных
задач, стоящая перед славистикой, – комплексный анализ усложнения отношений
между западно-, южно- и восточнославянскими этносами и государствами. Фестиваль
«Славянское единство – 2022» в Брянске.
Славистику в целом
можно определить как науку, изучающую языки, литературу, фольклор, историю,
материальную и духовную культуру славянских народов. Она была и остается одним
из фундаментальных гуманитарных направлений отечественной науки, которое
дифференцируется в такие дисциплины, как история, литературоведение, языкознание,
культурология, а также политология. В качестве синонима славистики употребляется
термин славяноведение; именно он закреплен в названии академического Института
славяноведения РАН – единственного в России научного учреждения, занимающегося
комплексным изучением истории, культуры, литературы и языка зарубежных славянских
народов. Также «Славяноведение» – название лидирующего в данной предметной области
научного журнала.
Предварительные соображения
В полной ли мере это
синонимы? Данным вопросом видные ученые-слависты чрезмерно не задаются, но
молчат, а иногда и морщатся, если их именуют славяноведами. Невольно осознавая
при этом роль параметров трансдисциплинарности и междисциплинарности своих
исследований. Под первой можно подразумевать пересечение границ отдельных
научных дисциплин с ориентацией на целостное видение исследуемого объекта; под
второй – встречи исследователей на границах двух или большего числа предметных
областей с целью поиска, приобретения и приумножения нового знания путем сочетаемости
присущих им теорий и методов (или, используя ставшее модным слово, их коллаборации).
Можно попытаться
обозначить термином «славистика» в большей мере проведение эмпирических
исследований и интерпретацию их результатов или же изложение хода исторических
процессов и событий, происходящих в славянстве, а термином «славяноведение» –
целостное видение его истории, культуры и судеб. Славистика в этом плане, как
представляется, ближе к «меж-», а славяноведение – к «трансдисциплинарности». К
слову, в англо- и франкоязычных энциклопедиях ни первый, ни второй термины не
встречаются, они ограничиваются словосочетанием «славянские языки», что, конечно
же, не случайно. Лишь в справочном издании, выходившем в Германской Демократической
Республике в 1975 году, термин «славистика» можно обнаружить. А вот в общенемецких
энциклопедиях к нему тоже не прибегают.
Не поможет ли
уяснению смысла обоих терминов обзор трех Всероссийских совещаний славистов в
текущий исторический период? При их характеристике будем прибегать к первому
термину – не забывая и «-ведение», то есть глубинное осмысление результатов
славистических исследований самого разного характера и различного масштаба.
Cлависты совещаются
Следует заметить, что
в СССР часто и «раскидисто» созывались Всесоюзные совещания славистов: 1961 год
– Москва, 1963-й – Киев, 1966-й – Воронеж, 1968-й – Минск, 1970-й – Харьков,
1973-й – Львов, 1975-й – Черновцы, 1978-й – Донецк, 1982-й – Ужгород, 1985-й –
Харьков, 1988-й – Минск, 1990-й – снова Москва. Просматривалось некое кольцо с
центром смещения к Украине: 7 из 12 совещаний проходили на ее территории (при
этом 3 из 7 – на Украине Западной). Очередной форум, проведение которого планировалось
на 1992 год в Краснодаре, не состоялся.
Десятилетие спустя, в
октябре 2003 года, сложную миссию возрождения прерванной традиции взял на себя
Институт славяноведения РАН, на базе которого прошло первое, ставшее
Всероссийским, совещание славистов «Российское славяноведение в начале XXI в.:
задачи и перспективы развития». В нем участвовали 180 российских и зарубежных
ученых. На этом совещании особо подчеркивалось, что в мировой науке славянский
мир нужно рассматривать как единое целое, что восточные славяне составляют
количественно две его трети, что «интегральное славяноведение» становится
наукой, значимой для понимания национально-государственных интересов России.
Было указано, что за
два месяца до этого, в августе 2003 года, в Любляне, столице самостоятельной
Словении, прошел очередной 13-й Международный съезд славистов с участием 618
ученых из 37 стран, включая 70 российских. Форматы двух указанных форумов
разные, но о статусе и результативности славистических исследований они свидетельствовали
почти одинаково.
Через 10 лет, 5–6
ноября 2013 года, в Москве состоялось организованное опять же Институтом славяноведения
РАН II Всероссийское совещание славистов, привязанное к следующим датам:
1150-летию славянской письменности и 110-летию съезда русских славистов в
Санкт-Петербурге. Акцент делался на исторических исследованиях. Было
представлено почти 300 научных докладов, включая 30 выступлений ученых из славянских
стран (всего зарубежных – 41). При этом авторитет славистики, в первую очередь
отечественной, признавался практически безоговорочно.
Фоном стал прошедший
в Минске в августе 2013 года 15-й Международный съезд славистов. Остается добавить,
что 16-й Международный съезд славистов состоялся в августе 2018 года в
Белграде, а вот проведение 17-го, запланированного на 2023 год в Париже, было
перенесено на 2025 год...
Особое внимание на
съезде в 2013 году уделялось украинистике и белорусистике, а также такой
предметной области, как русинистика, изучающей язык, культуру и историю русин.
Они трактовались как отдельный восточнославянский субэтнос: по данным
зарубежного исследователя Пола Магочи, их численность в мире на начало третьего
тысячелетия достигала 1654 тыс. человек, в том числе 740 тыс. человек на
Украине (650 тыс. – в Закарпатье), 620 тыс. – в США, но только 20 тыс. человек
– в Канаде, в Словакии – 130 тыс.; по нескольку десятков тысяч – в Польше,
Румынии, Сербии и немногим меньше – в Австралии и России. Русин изучали еще
этнографы и историки Российской империи и Советского Союза, но особо активно –
слависты Российской Федерации.
III Всероссийское
совещание славистов, созванное Институтом славяноведения РАН, состоялось 24–26
октября 2023 года и собрало в разных форматах участия 248 докладчиков.
Открылось оно приветствиями академиков РАН: секретаря Отделения историко-филологических
наук РАН, академика Николая Макарова и председателя Национального комитета
российских историков, академика Александра Чубарьяна. Академик Макаров поставил
акцент на новых моментах синергии истории и филологии в славистических
исследованиях, расширении фронта активности славистов не только в центре, но и
на местах. Ученые выдвигают оригинальные идеи и реализуют новые подходы,
особенно связанные с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ),
отвечая на вызовы времени, но продолжая при этом традиции глубокого академизма,
правомерно подчеркнул он.
Александр Чубарьян
отметил, что славистикой история охватывается со времен древности и до наших
дней, дополняясь исследованиями языка и культуры, а отечественное
славяноведение по ширине охвата и глубине исследований сравнимо только с востоковедением.
Особо было подчеркнуто, что деятельность мировых славистических центров
характеризуется форсированным продвижением одних исторических тем и замалчиванием
других. Что касается славистики отечественной, то здесь нельзя не отметить
притока в нее молодых и весьма перспективных исследователей. Тем самым
укрепляется ее статус как устоявшейся академической дисциплины с вектором постоянного
обновления.
Заведующий кафедрой
истории южных и западных славян истфака МГУ им. М.В. Ломоносова Геннадий
Матвеев подчеркнул, что нынешние удары по славистике извне не первые и не последние,
равно как и успешные попытки их отражения. Один из таких ударов – свертывание
работы комиссий российских историков и историков славянских стран. Но фронт
исследований в принципе неуничтожим – ведь изучал Жан-Франсуа Шампольон
иероглифы, а Юрий Кнорозов письменность майя на большом историческом и
пространственном расстояниях.
Директор Института
славяноведения РАН Константин Никифоров выделил пять периодов развития
отечественных славистических исследований. Первый начался с 1835 года
учреждением кафедры славянских литератур в четырех университетах страны, лишь
пять лет спустя аналогичные кафедры появились в Париже и Лейпциге. Он длился до
1860-х годов.
Во втором периоде
славянский вопрос обсуждался в ракурсе не только языкознания, но и истории.
Характерно проведение II Славянского съезда в Москве в 1867 году, один из
участников которого, поэт и дипломат Федор Тютчев так сформулировал в
написанном три года спустя стихотворении «Два единства» славянскую идею, противопоставив
ее западной: «Единство, возвестил оракул наших дней, / Быть может спаяно
железом лишь и кровью…» / Но мы попробуем спаять его любовью,/ А там увидим,
что прочней…» Подъем внимания к славянскому вопросу наблюдался и в конце 1870-х
годов – во время Русско-турецкой войны.
В третьем периоде развития
славистики с 1890-х годов по 1917 год резко увеличилась роль Академии наук,
особенно Отделения русского языка и словесности, члены которого составили славу
мировой славистической науки в целом. С 1917 по 1946 год можно говорить скорее
о существовании, чем о развитии славистических исследований.
Их подъем в четвертом
периоде с 1946 по 1989 год связан с деятельностью Института славяноведения АН
СССР (5 из 6 его руководителей – историки и один – филолог), наладившего
плодотворные связи с зарубежными академическими и университетскими центрами.
Пятый период начался
в 1989 году с крушением социализма в славянских странах и появлением деформаций
неакадемического характера в славистике. Но также с поиском и закреплением
новых направлений ее развития. Образовался, по слову Владимира Волкова, в то
время директора Института, «сплошной фронт славяноведения» в связи с интенсификацией
научных исследований в области украинистики и белорусистики. В 2003–2023 годах
было опубликовано 607 научных книг, то есть за каждый год в среднем по 60. А
если к этому прибавить проведение примерно по 40 ежегодных научных мероприятий,
то образуется некая «золотая сотня» ежегодных достижений отечественной славистики.
Она постоянно развивается на фоне столь же постоянных ламентаций о ее упадке, а
то и смерти. Свойственный же ей академизм всегда преодолевал навязываемые
разнородные идеологемы, особенно когда нацизм пытался спаять единство Европы
«железом» танков и «кровью» в основном славянских народов.
Не с меньшими
испытаниями славянская идея, а вслед за этим и славистика встретились после
1989 года, тоже противостоя попыткам насильственного единения Европы «железом»
– самолетами над Югославией и «кровью» сербского народа.
Не прошло и четверти
века, как для этой идеи наступили новые испытания в связи с противостоянием
России и Украины на фоне противоборства России и Евроатлантики. Это в особой
степени побуждало к проведению углубленных научных исследований в рамках
славистики исторической и даже политологической направленности.
Можно по этому поводу
вспомнить посыл французского историка Марка Блока, в соответствии с которым
незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего, но столь же
тщетны попытки понять прошлое, если не представляешь настоящего. Посыл этот, не
теряющий своей актуальности, значим для анализа тенденций прошлой и текущей
истории, включая историю языка и литературы, динамику культурного развития,
составляющих весомую часть обсуждений на встречах славистов каждого времени и
любого ранга.
На славистику
возлагается задача не только сохранения, но и оживления общей памяти о своей
культуре и истории каждого славянского народа. Она реализуется и через перманентную
реконструкцию идей славянского единения, и в ходе обращения к историческим
реалиям прошлого, и главным образом через научные исследования теоретического и
эмпирического характера. Их образцы и были явлены на III Всероссийском совещании.
Отменить невозможно в принципе
Трансдисциплинарная и
трансграничная славистика незадолго до III Всероссийского совещания подверглась
торпедированию со стороны ангажированных политиков ряда славянских стран. Это
проявилось, в частности, в форсированном свертывании работы совместных
двусторонних комиссий историков, осуществлявших миссию интенсификации
славистических исследований по самым сложным проблемам прошлого и настоящего.
И здесь интересна
активность одной из наиболее крупных и плодотворно работавших комиссий историков
двух славянских стран. Она была учреждена в 1969 году как советско-польская, а
после 1989 года переформатировалась в Комиссию историков России и Польши.
Комиссия работала после 2014 и 2022 годов с большими сбоями, а на одной из
секций III Всероссийского совещания приобрела новый формат: прошло заседание ее
российской части с заявленной темой: «Социально-политические движения в истории
России и Польши». Действительно, что может помешать отечественным, равно как и
польским, ученым исследовать их сходства и различия на дистанции и вопреки
неакадемическим запретам?
На заседании выступил
директор Института российской истории РАН Юрий Петров. Он выявил в своем
сообщении диалектику своеобразия и единства славянских народов в прошлом и
настоящем. Борис Флоря осветил роль дворянского и городского сословий в XVII
веке – времени противостояния Московской Руси и Речи Посполитой. Доклад заведующего
кафедрой истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова Геннадия
Матвеева был посвящен рабочему и крестьянскому движению в Польше в межвоенный
период – не без воздействия примера СССР… В работе комиссии приняли участие
слависты из разных городов России и Белоруссии; вряд ли ее материалы обойдут
вниманием историки Польши.
Отдельного сюжета
заслуживает судьба советско-чехословацкой комиссии историков, которая в конце
1980-х – начале 1990-х годов выдержала удар, связанный с распадом двух
социалистических федераций – СССР и ЧССР. Тогда ее работа была полностью
свернута. Потребовались гигантские усилия по возобновлению деятельности в новом
формате: преодоление в первую очередь финансовых сложностей в разгар дефолта в
РФ (автору настоящей статьи, проработавшей в качестве ученого секретаря
комиссий в 1985–1989 и 1993–1999 годах, известно это не понаслышке). Неоценимую
роль в воссоздании Комиссии историков и архивистов Российской Федерации и Чешской
Республики сыграли те, кто еще в годы Второй мировой войны стоял в едином строю
в борьбе с фашизмом. Это академик Григорий Севостьянов, фронтовик и орденоносец,
а также Вилем Пречан, тоже орденоносец, причем самый молодой из чехов, получивший
государственную награду за помощь словацким партизанам. Весомый вклад в
воссоздание этой комиссии внес и первый председатель ее чешской части, известный
историк Франтишек Яначек, подвергавшийся преследованиям после заката Пражской
весны, но не терявший веры в настоятельность и плодотворность научных связей между
учеными двух славянских стран.
Комиссия плодотворно
работала в период 1994–2021 годов, пережив второе свертывание своей активности
под воздействием ангажированных евроатлантизмом политиков. Все же и на этот раз
дело не дошло до «окончательного решения» – по крайней мере хотя бы единичные
доклады чехов и словаков, а также болгар и хорватов на III Всероссийском
совещании славистов представлены были. Не говоря уже о большем числе докладчиков
из Сербии и Германии.
Но будущее комиссий…
Как там говорилось в названии американского фильма: «Миссия невыполнима»?
Добавлю от себя: почти невыполнима. Приведу историческое свидетельство:
сотрудничество советских ученых с учеными славянских стран и ранее, в
1920–1930-е годы, представлялось невозможным и недопустимым, но вот в 1941 году
был образован Всеславянский комитет, затем совместные исследовательские группы,
а позже – как упоминавшиеся в статье, так и другие комиссии. Они, по моему
убеждению, будут работать и в будущем, обсуждая – в ряду других проблем, – по каким
причинам и какими способами их работа прерывалась. Отменить же их невозможно в
принципе.
Заключительные суждения
Побуждением к
дальнейшим размышлениям о старых проблемах славистики на новый лад могут
служить два разнородных, но крайне масштабных по своему воздействию процесса.
Первый –
настоятельная необходимость комплексного анализа направляемого извне усложнения
отношений между западно-, южно- и восточнославянскими этносами и государствами,
включая всплеск разобщенности между двумя крупнейшими восточнославянскими
народами. Для обозначения конфликтов между и внутри этих этносов и государств
пригодились разработанные американцами политические технологии (сценарии
«цветных революций») Джина Шарпа, едва ли не впервые апробированные в Югославии,
а слово тюркского происхождения «майдан» (слово и языка сербского) оказалось
востребованным.
Второй –
усиливающаяся имплантация новейших ИКТ в славистические исследования, поднимающих
на новый уровень многие лингвистические исследования.
Нельзя сказать, что
признаки того и другого процессов не проявлялись ранее. Ведь были как обагренные
кровью противостояния между сербами и хорватами, так и «бархатные» разводы
между чехами и словаками. Перед отечественной наукой стоит задача в полной мере
задействовать потенциал славистики в русле именно исторических исследований на
грани с политологическими. Конечно, не снижая темпов исследований языка и
литературы, этнографии и культуры славянских народов, но и наращивая их.
Предстоит с опорой и
на славистические исследования объяснить, почему сегодня чешская правящая элита
стремится соревноваться с элитой польской за первенство в русофобских
инициативах; почему чешский премьер гордится тем, что ему удалось наладить
сотрудничество с Германией в производстве тяжелых вооружений, опираясь на,
казалось бы, преданные вечному забвению образцы такого сотрудничества с
нацистской Германией. В этой ситуации завет «спаять любовью» единство славянского
мира выглядит горьким сарказмом. Неприемлемость подобного рода политики демонстрировала
лишь Сербия и недавно начала проявлять Словакия. Этот феномен славистам
надлежит изучать с особой тщательностью.
Что касается второго
процесса, то одним из пионеров внедрения ИКТ в славистику был академик РАН
Вячеслав Иванов, сотрудник Института славяноведения РАН. Он, к примеру, заложил
традицию изучения когнитивных механизмов функционирования языка даже на уровне
структур мозга – достаточно вспомнить его труд об асимметрии мозга и знаковых
систем на материале славистических исследований. Будет прогрессировать с
введением новых исследовательских процедур, связанных с ИКТ, и лексикография, которая
также получает новые импульсы развития по линии таких направлений, как история
идей, история понятий и история ментальностей.
Указанный двойной
прорыв лишний раз позволяет утверждать настоятельность исследования старых
проблем славистики. Более того, требование их рассмотрения на новый лад
усложняет как процедуры анализа, так и обоснованность прогнозов. Это крайне актуальная
проблема в предельно усложняющемся мире и знаний о нем – денотата и номината,
если прибегать к категориям современного науковедения.