http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=579f7738-c64f-4016-b036-1fdb605292eb&print=1
© 2024 Российская академия наук

Привыкайте привлекать

15.02.2008

Источник: Поиск, Павел ГЕОРГИЕВ, академик РАН

Что может заставить молодых ученых предпочесть Россию Западу

Нехватка профессиональных кадров - наиболее острая проблема науки и связанной с ней инновационной промышленности. В 1990-е годы была полностью нарушена преемственность российской науки, что привело к резкому падению ее потенциала. В ней осталось мало активных профессиональных ученых в возрасте от 30 до 50 лет, которые могли бы обеспечить продолжение традиций ведущих научных школ страны. И сколько бы ни вкладывали в развитие науки - все вложения окажутся малоэффективными, если мы не сумеем добиться постоянного притока в нее талантливой и энергичной молодежи.

Число лабораторий и исследовательских групп, работающих в России на мировом уровне и способных конкурировать с западными научными коллективами, сегодня ничтожно мало. Существует ли эффективный способ увеличить их количество в максимально сжатые сроки? Сейчас широко обсуждается вопрос о возможности привлечения в страну ученых, эмигрировавших на Запад. Так, в программе “Молекулярная и клеточная биология” Президиума РАН были выделены относительно крупные гранты для поддержки эффективно работающих исследователей, которые хотели бы вернуться в Россию и организовать самостоятельные группы. Однако подобные меры вряд ли смогут решить проблемы кадрового дефицита. Ясно, что возвращение успешных ученых, работающих в течение долгого времени за границей, не будет носить массовый характер. Наиболее сильные ученые не захотят бросать свои лаборатории для того, чтобы переехать в Россию и создавать научное подразделение с “нуля”. Обычно после определенного периода пребывания в чужой стране происходит привыкание к существующему образу жизни (уже куплен дом, дети ходят в местные школы и университеты и т.д.). Кроме этого, условия работы ученых в России пока сильно отличаются от европейских и американских стандартов. Таким образом, можно ожидать возвращения совсем небольшого числа ученых, либо имеющих крайне веские причины индивидуального характера, либо не способных хорошо устроиться на Западе. Следовательно, наиболее оправданным вариантом является подготовка в кратчайшие сроки новых научных кадров из числа талантливой молодежи - выпускников вузов и аспирантуры.

В научной карьере можно выделить несколько критических моментов: окончание вуза и поступление на работу (в аспирантуру, прохождение стажировки), защита кандидатской диссертации и принятие решения о месте продолжения научной деятельности и, наконец, поиск независимого статуса для реализации собственных идей, своего творческого потенциала. Вплоть до настоящего времени на каждом из перечисленных этапов значительная часть молодых ученых предпочитает либо продолжить научную работу за пределами России, либо уйти из науки в другие, более надежные, материально обеспеченные и высоко оплачиваемые сферы деятельности.

Обычно студенты начинают работать в лаборатории со второго-четвертого курса. Естественно, наиболее сильные из них хотят попасть в интенсивно работающие лаборатории, имеющие хорошее снабжение, весомые публикации и известность в мировой науке. То есть одним из факторов, способных удержать инициативного молодого человека от отъезда за границу, является соответствие уровня работы отечественных лабораторий мировым стандартам. Следовательно, наличие достаточного числа сильных, хорошо финансируемых лабораторий фундаментального или прикладного направления - первое необходимое условие для восстановления научного потенциала страны. Понятно, что решать эту проблему надо путем поддержки лучших лабораторий, имеющих публикации в высокорейтинговых международных журналах, программами РАН (для фундаментальных и ориентированных исследований) и Минобрнауки (для ориентированных и прикладных работ). Естественно, как победителей конкурсов.

Важным моментом в процессе улучшения подготовки молодого ученого и необходимым условием роста эффективности науки в стране является увеличение срока аспирантуры с трех до пяти лет, хотя бы для экспериментальных областей науки. В подавляющем большинстве случаев подготовить за три года хорошую кандидатскую диссертацию практически невозможно. Обычно в течение первого года аспирант обучается методам и знакомится с темой. Поэтому для выполнения работы остается немногим больше года, так как для защиты диссертации необходимо наличие опубликованных трудов. В результате невероятного дефицита времени защищается большое количество слабых работ. Так как аспиранты - основная рабочая сила лабораторий, то происходит постепенное снижение уровня проводимых ими научных исследований. При пятилетней аспирантуре уменьшится приток скороспелых диссертаций, и можно будет повысить требования к ним. Это пойдет на пользу и молодому исследователю, и лаборатории, в которой он работает. В то же время никто не мешает успешному, талантливому аспиранту защитить диссертацию за три года или еще быстрее.

Однако увеличение срока аспирантуры требует создания приемлемых условий жизни молодых ученых. Хорошо финансируемые лаборатории в основных научных центрах могут выплачивать зарплаты в размере 6000-12000 рублей в добавление к официальной зарплате 1500-2000 рублей. Этих средств достаточно для жизни, но они не позволяют снять комнату или квартиру, поэтому большая часть аспирантов живет в общежитиях. Между тем качество жизни в аспирантских общежитиях с каждым годом снижается. Это связано с тем, что по необъяснимым причинам большая часть комнат в общежитиях сдается людям, не имеющим отношения к науке. Часто аспиранты третьего года обу­чения живут по три человека в маленьких комнатах площадью 12-16 кв. м, что полностью лишает их возможности иметь минимальное личное пространство. В результате возникает крайне негативное отношение ко всей системе науки в России и желание как можно быстрее покинуть страну, которая не пытается на деле проявить заботу о “молодом поколении ученых”.

Строительство новых общежитий помогло бы справиться с проблемой, но это потребует как минимум нескольких лет. Между тем уже сейчас можно частично улучшить ситуацию, наведя порядок в уже имеющихся общежитиях. Думаю, решение последней проблемы полностью в руках тех, в чьем ведении они находятся. Надо лишь проявить волю и правильно использовать имеющиеся внутренние ресурсы.

Вторым определяющим моментом в жизни любого исследователя является выбор лаборатории для продолжения исследований после защиты кандидатской диссертации. На этом этапе страну покидает большая часть молодых ученых, успешно окончивших аспирантуру. В то же время ведущие западные лаборатории состоят в основном из ученых, защитивших диссертацию, каждый из которых ведет свою самостоятельную тему. В результате научный выход в таких лабораториях намного выше, чем в лабораториях, состоящих их одних аспирантов, которые только осваивают азы самостоятельной работы. Ясно, что российские лаборатории тоже должны идти по пути привлечения молодых ученых, уже защитивших диссертации. Однако на этом этапе существуют три основные проблемы: во-первых, отсутствие свободных ставок в институтах; во-вторых, необходимость обеспечить достаточно высокую зарплату для приемлемого уровня жизни;

В-третьих, жилье.

Первую и вторую проблемы можно частично решить, выдавая целевые ставки под молодых кандидатов наук в наиболее сильные лаборатории, выигравшие гранты конкурсных программ РАН или Минобрнауки.

Все существующие ныне программы поддержки молодых ученых предоставляют недостаточно большие по размерам гранты. Поэтому крайне желательной мерой для наиболее успешно окончивших аспирантуру как в России, так и за границей является возможность получения гранта, который обеспечивал бы временную ставку со сравнительно высокой зарплатой (порядка 40000 рублей в месяц) в течение трех лет с возможностью продления действия гранта еще на два года. Если выделить по всем специальностям около 1000 грантов, то общая сумма составит примерно 3 млрд рублей на пятилетний период выплат. Присуждение гранта должно производиться на основе оценки поданного проекта и научных достижений как самой лаборатории, так и претендента на грант. В результате будет создана прослойка наиболее перспективных молодых кандидатов наук, которые в дальнейшем могут стать руководящим научным звеном.

Пожалуй, наиболее важным стимулом для привлечения молодых кандидатов является предоставление им приемлемых жилищных условий. В среднем молодые кандидаты наук в возрасте от 25 до 28 лет женаты и обычно имеют детей. Часто оба супруга работают в науке. Поэтому необходимо разработать механизм, позволяющий перспективным молодым ученым получить квартиру, достаточную для нормальной жизни семьи. Решением этой проблемы может стать строительство служебного жилья, выдаваемого без права приватизации, но с правом выкупа по установленной цене (выше себестоимости, но ниже рыночной) в течение определенного времени. Другой вариант - выдача беспроцентного кредита на 15 лет с возможностью безвозмездного погашения при условии работы ученого в российском институте. Для обеспечения 1000 молодых ученых квартирами по стоимости 4 млн рублей потребуется 4 млрд рублей.

В настоящее время в рамках проекта “Доступное жилье” практикуется выдача субвенций наиболее перспективным молодым ученым. Этот механизм может быть использован для улучшения жилищных условий, но не для покупки квартиры, так как предоставляемые субвенции составляют лишь около трети рыночной стоимости двухкомнатной квартиры размером около 60-70 кв. м за кольцевой дорогой.

Определяющий момент в научной карьере молодого ученого - переход из статуса сотрудника лаборатории в независимый статус руководителя. На этом этапе значительная часть ученых находит себе место в высокотехнологичных фирмах и в других связанных с наукой сферах деятельности. В то же время для наиболее сильных и амбициозных молодых ученых необходимым условием является возможность научного самовыражения и ясные перспективы дальнейшего карьерного роста. Именно такие ученые могут в течение ближайших 5-10 лет полностью восстановить потенциал нашей науки и сделать ее одной из наиболее эффективных в мире. Однако существует проблема отсутствия вакантных групп или лабораторий и возможности (а может быть, и необходимости) для организации новых научных институтов.

Один из возможных механизмов предоставления молодому талантливому ученому независимой позиции реализуется в программе Президиума РАН “Молекулярная и клеточная биология”. По этой модели молодой исследователь, эффективно работающий в институте любой ведомственной принадлежности, должен договориться с дирекцией своего или другого института РАН о том, что ему будет предоставлена научная группа в этом институте в случае выигрыша им гранта на создание Новой группы по конкурсу программы. Слабость программы в том, что она не может обеспечить формирование инфраструктуры Новой группы из-за недостатка денег. Дирекция же института далеко не всегда идет в этом деле навстречу. Поэтому Президиуму РАН и другим ведомствам было бы разумно при распределении ставок и денег на оборудование оказывать целевую поддержку Новым группам. Такие меры могли бы заинтересовать в этом начинании и дирекции институтов.

Одновременно необходимо с помощью административных и финансовых мер стимулировать реорганизацию больших лабораторий в отделы с разделением на независимые группы, возглавляемые молодыми учеными. Например, в биологии средняя эффективно работающая лаборатория (группа) обычно состоит из трех - пяти сотрудников и аспирантов.

Получение научной независимости является крайне привлекательным для талантливой научной молодежи, работающей как в России, так и за рубежом. Поэтому в программе фундаментальных исследований следует предусмотреть возможность предоставления Новых групп россиянам, успешно работающим в иностранных лабораториях.

Таким образом, многоуровневая государственная система грантовой поддержки научной работы может позволить в кратчайшие сроки восстановить эффективную и компактную по штату фундаментальную науку, которая будет поставлять высококвалифицированные кадры для прикладных исследований и государственных инновационных проектов. В дальнейшем государство сможет регулировать процессы развития различных направлений науки путем перераспределения средств, которые выделяются на гранты.