http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=57a9f018-dc70-4315-9b6f-7e57a4a2610f&print=1© 2024 Российская академия наук
Тревожное замедление экономики подталкивает российские власти к поиску «резервов роста». Вчера правительство Дмитрия Медведева пыталось увеличить несырьевой экспорт за счет дополнительной кредитной и страховой поддержки. А президент Владимир Путин в среду искал рецепты повышения производительности труда в докладе ученых-экономистов из Российской академии наук.
Основу российского экспорта составляют энергоносители, химическое сырье и металлы, на долю которых приходится более 84% от всей суммы экспорта. На статью «машины, оборудование и транспортные средства», куда попадают и все поставки оружия, приходится немногим более 5% ежегодного экспорта. Тем не менее вчера на заседании правительства министры сосредоточились именно на поддержке несырьевого экспорта. По последним данным, экспорт легковых и грузовых автомобилей, а также летательных аппаратов увеличивается. Так, за три квартала прошлого года поставки легковых автомобилей увеличились в стоимостном выражении на 46,6% и почти на 20% в штуках. А всего стоимостный объем экспорта по статье «машины, оборудование и транспортные средства» вырос за три квартала прошлого года на 7,1% по сравнению тем же периодом 2012 года. Так что несырьевой экспорт из России все еще есть, более того – он увеличивается, и его можно поддерживать.
В связи с этим Министерство экономического развития предложило создать единый институт поддержки экспорта взамен нескольких каналов и институтов, которые действуют сегодня. Отдельный канал – это система страхования экспорта, которым занято Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), действующее с 2012 года. Кроме того, на базе Внешэкономбанка (ВЭБа) создан механизм кредитной поддержки экспорта. Однако он пока не вышел за границы «штучного» (единичного) предоставления кредитов отдельным заемщикам, отметил вчера глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. В 2013 году ВЭБом заключено 9 экспортных кредитных соглашений на сумму 0,4 млрд долл., тогда как общий текущий кредитный портфель ВЭБа в части экспорта составляет всего 0,5 млрд долл. «Государственная кредитная поддержка в России покрывает лишь 0,1–0,2% несырьевого экспорта, что значительно ниже показателей как ведущих развивающихся, так и развитых стран», – отмечает Улюкаев. «За счет создания системы поддержки экспорта уже к 2015 году объем несырьевого экспорта может быть увеличен на 10%, а к 2018 году – на одну треть к уровню 2013 года», – пообещал вчера министр.
По данным премьера Дмитрия Медведева, гарантийная поддержка по линии Внешэкономбанка в прошлом году составила 120 млрд руб., это обеспечило экспорт российской промышленной продукции на сумму более 600 млрд руб. Сценарий возможного объединения Росэксимбанка с Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, который входит в группу Внешэкономбанка, рассматривается, но решение еще не принято, заявил вчера глава ВЭБа Владимир Дмитриев. При этом банкиры рассчитывают получить деньги и из бюджета. Рассуждая об источниках докапитализации Росэксимбанка и ЭКСАРа, Дмитриев сообщил, что «могут быть два источника – это собственно прибыль Внешэкономбанка и бюджетные средства».
Впрочем, даже если все правительственные планы поддержки экспорта окажутся успешными, это кардинально не изменит общей ситуации в российской экономике. Ведь даже сами чиновники признают, что налоговая нагрузка в России неадекватно высока, и производство лучше размещать не в России, а в Китае, Канаде или в Германии. А раз так, то на особый рост несырьевого экспорта в нынешних условиях рассчитывать не приходится.
Но кардинальные изменения в российской экономике обсуждают не в правительстве. В среду президент Владимир Путин собрал две враждующие команды экономистов, в споре которых и могли бы родиться спасительные решения для российской экономики. Нынешнюю экономическую политику должны были защищать все министры экономического блока вместе с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной. А альтернативный курс должны были предлагать ученые-экономисты: академики Сергей Глазьев, Виктор Ивантер и Александр Некипелов.
«Нами всеми… должна быть разработана и заявлена внятная политика по мобилизации всех имеющихся ресурсов для ускоренного роста, – поставил задачу Путин. – Здесь и рост производительности труда, и повышение эффективности экономики, и так далее и так далее». Из этих слов президента стало ясно, что внятной политики по ускорению роста пока не наблюдается – причем даже на бумаге.
Команда экономистов из правительства и ЦБ настаивает, что экономический рост вряд ли превысит в ближайшие годы 2%. И эта политика, похоже, не слишком вдохновляет Кремль. Другое дело – ученые-экономисты, которые обещают рост ВВП на 6–8% ежегодно. Однако передать им в руки бразды правления экономикой пока никто не решается. Поэтому новый экономический курс решено вырабатывать методом кабинетных дискуссий с оглядкой на квартальные статистические сводки.