ВОДОРОДНАЯ ГОНКА
25.11.2005
Источник: Регнум,
Владимир Гаврилов
Российские космические НИИ приспособили под автомобиль энергетическую установку от «Бурана»
В окрестностях Лос-Анджелеса губернатор Шварценеггер уже развернул строительство сети заправочных водородных станций, так называемой водородной магистрали.
Недавно Олимпийский комитет Канады заявил, что на зимней Олимпиаде 2010 года в Ванкувере для обеспечения нужд спортсменов будут использоваться только автомобили, работающие на водородном топливе. Амбициозный проект, на который инвесторы готовы выложить до 20 млн. долларов, в очередной раз подстегнул водородную гонку. Пока неформальные лидеры, в числе которых и Россия, держат паритет. Но в ближайшее десятилетие ситуация может кардинально измениться, и наша страна окажется в аутсайдерах. Экономически развитые державы перейдут на альтернативное топливо, этого нефтяной бюджет России просто не переживет.
Реализация «водородного проекта на Олимпиаде в Ванкувере должна стать одной из самых значительных рекламных акций промышленных корпораций, занимающихся разработкой водородомобилей. Несколько лет назад президент Буш поставил перед американской наукой цель – к 2020 году разработать и внедрить в эксплуатацию конкурентоспособные автомобили нового поколения, в которых в качестве топлива используется водород. Развитие таких технологий позволит в будущем полностью отказаться от традиционных двигателей внутреннего сгорания. По некоторым источникам, на эту задачу из бюджета США выделяется около 3 млрд. долларов, значительные средства идут также из частных источников. После столь грандиозного заявления многие страны, в том числе и Россия, включились в водородную гонку.
Принцип функционирования водородных автомобилей несколько необычен. В специальном электрохимическом генераторе между водородом и кислородом происходит электрохимическая реакция, в результате чего вырабатывается электричество, которое в свою очередь питает электродвигатели. Выхлопа у подобного автомобиля нет абсолютно. Из трубы лишь струится водяной пар или капает чистая вода.
Водородный скейтборд
В 2000 году корпорация General Motors разработала концепцию, как должен выглядеть водородный автомобиль. В первую очередь американские инженеры решили отказаться от таких традиционных элементов конструкции, как механическое рулевое управление, коробка передач, карданный вал и сцепление. Машина, по их мнению, должна состоять всего из двух частей.
Первая – это движущая платформа, в которой будут расположены электрохимические генераторы, основные механизмы, баки с криогенным или газообразным водородом, электромоторы, компьютеры системы управления и торможения. Причем каждое из 4 колес может иметь свой собственный электромотор. Вторая часть – это непосредственно сам кузов с местами для пассажиров и багажа. Управление движением должно осуществляться по проводам. Водитель держит в руках лишь компьютерный джойстик, команды от которого поступают в центральный компьютер. ЭВМ сама вычисляет алгоритмы поведения машины на дороге.
По сути, нижняя платформа – это гигантский скейтборд с электрохимическими генераторами, электромоторами и баками для хранения водорода, на который можно установить все, что угодно. Предполагается, что владельцы таких транспортных средств с легкостью смогут заказывать себе новые кузова в различных технических ателье, словно дорогую одежду, если старая уже порядком поднадоела. Этому поспособствует и значительный срок службы электромобиля. Заявляется, что он будет составлять не менее 20 лет.
В мире всего 8 крупных компаний, занимающихся разработкой водородной техники. General Motors, Daimler-Chrysler, Toyota, Honda уже активно строят прототипы водородомобилей. В России, чтобы не отстать в технологическом плане от ведущих мировых держав, сразу несколько научно-исследовательских институтов подключились к конструкторской работе.
«Если мы не вступим в водородную гонку, то рискуем через несколько десятилетий попасть в зависимость от тех фирм, что начнут массовое производство водородных двигателей, – заявлял не так давно вице-президент Российской академии наук Геннадий Месяц. – Отечественные научно-исследовательские институты совместно с ведущими машиностроительными предприятиями просто обязаны включиться в разработку техники данного направления».