ИТОГИ 2018 ГОДА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
20.12.2018
Источник: REGNUM, 20.12.18
Около
года назад (27 декабря 2017 года) было опубликовано открытое письмо ведущих
ученых России президенту РФ («Письмо-400»). В письме констатировалось бедственное
положение российской фундаментальной науки и содержались призывы к руководству
страны предпринять ряд неотложных мер. Основное требование авторов Письма-400
заключалось в срочном изменении статуса РАН и статуса научных учреждений и
последующем возвращении институтов под руководство РАН. В письме также
критиковались бюрократический стиль и методы работы Федерального агентства
научных организаций (ФАНО), говорилось о сокращении финансирования фундаментальной
науки и росте научной эмиграции молодого поколения.
Спустя
месяц (22 января 2018 года) состоялась закрытая встреча В.В. Путина с
президентом РАН, на которой, по словам А.М. Сергеева, президент страны
полностью поддержал позицию ученых о необходимости изменения юридического
статуса РАН и согласовал план таких изменений. На первом этапе, согласно плану,
предполагалась корректировка 253-го федерального закона (253-ФЗ), на втором —
должен был быть подготовлен новый закон о РАН с соответствующим изменением статуса
Академии. Оба этапа, по мнению и президента РАН, и президента страны, должны
были быть осуществлены «за считанные месяцы».
За
прошедший год произошло много важных для отечественной науки событий:
1)
15 мая 2018 года указом президента страны было упразднено ФАНО с передачей его
функций Министерству высшего образования и науки РФ.
В
то же время почти все чиновники ФАНО заняли соответствующие должности уже в
рамках министерства, а бывший руководитель ФАНО назначен министром. Вследствие
этого стиль и методы взаимодействия ФАНО с институтами полностью копируются
реорганизованным министерством.
2)
При большом сопротивлении чиновников и с большой задержкой по времени приняты
изменения и дополнения к 253-ФЗ. Российская академия наук получила ряд новых полномочий.
Вместе
с тем статус РАН пока не изменен, не говоря уже о статусе научных институтов.
Закон о РАН не только не принят, но даже не начато его серьезное обсуждение.
Тем временем связь Академии с институтами продолжает распадаться.
3)
Академия получила права и обязанности высшего экспертного научного органа
страны.
Однако
пока это вылилось в бюрократическую попытку навязать Академии рутинную
экспертизу десятков тысяч проектов и отчетов, в том числе вузовских. Решения
стратегического характера, связанные с судьбой России и требующие компетенции
на уровне РАН, по-прежнему разрабатываются в других кабинетах.
4)
В 2018 году существенно возросла заработная плата научных сотрудников академического
сектора российской науки.
В
то же время доходы ученых остаются на уровне существенно ниже развитых стран.
Кроме того, сохраняются проблемы с оплатой труда инженерного-технического
состава и неоправданно большие диспропорции в зарплатах по регионам.
По-прежнему не выделяются средства на модернизацию материально-технической
базы.
5)
В России принят национальный проект «Наука», что может свидетельствовать о
внимании властей к проблемам развития науки в стране.
Вместе
с тем Клуб отмечает, что концепция этого проекта была принята кулуарно, в
результате чего большинство целей проекта имеют декларативный характер и
направлены, в основном, на организацию сверхкрупных междисциплинарных центров
«мирового уровня», что представляется малореалистичным. В документах, связанных
с национальным проектом, содержательные направления фундаментальной науки не
упоминаются вообще. Всё это вызывает опасения, что проект сведется лишь к
формально-бюрократическим решениям и «освоению» бюджетных средств «эффективными
менеджерами».
Необходимо
отметить, что в России уже имеются научные и инновационные структуры,
деятельность которых регулируется специальными актами и законами, во многом
учитывающими специфику научного творчества. К ним относятся НИЦ Курчатовский
институт, ОИЯИ, Центр Сколково и другие — непонятно, почему РАН не включена в
этот список. Продекларированное высшим руководством признание необходимости
науки в России позволяет это сделать. В связи с этим:
1)
Клуб 1 июля настаивает на необходимости безотлагательного включения пункта
«фундаментальные науки» в перечень государственных приоритетов научного
развития.
2)
Клуб 1 июля призывает Федеральное собрание и Президиум РАН кардинально ускорить
работу по принятию нового закона о РАН и изменению статуса Академии и научных институтов
и призывает руководство страны оказать этому всестороннюю поддержку. Мы
считаем, что закон о РАН должен базироваться на тезисах, предложенных Клубом
(http://1julyclub.org/node/192).
3)
Клуб 1 июля считает необходимым переориентацию финансирования науки с
кампанейщины краткосрочных программ с чисто формальными результатами на
поддержку содержательных и долговременных научных исследований и на
восстановление роли науки в качественном высшем образовании.
4)
Клуб 1 июля еще раз подчеркивает необходимость срочной дебюрократизации науки.
Бездушный формализм убивает суть научного творчества и ведет к потере позиций
нашей страны в самых главных областях — выдвижения оригинальных научных идей,
создания новых научных направлений и воспитания молодых талантливых ученых.