ЭКСПЕРИМЕНТ В ДУБНЕ: ЧТО ПРИНЯТЬ НА ВЕРУ?

07.11.2007

Источник: Известия, Борис Клин

Академики бывают разные. И верующие тоже

В прославленном Объединенном институте ядерных исследований в подмосковной Дубне за одним столом без предрассудков встретились физики и священники, естествоиспытатели и богословы. А ведь после нашумевшего письма 10 академиков "об угрозе клерикализации страны" уже казалось: между наукой и религией вновь, как в годы государственного атеизма, пролегла непреодолимая пропасть. Однако состоявшаяся конференция "Наука, философия, религия" показала - это не так. Диалог не просто возможен, он идет. И не все академики - непримиримые враги веры в Бога.

Академики бывают разные. И верующие тоже

- Храм в Дубне был возрожден еще задолго до их массовой передачи Русской православной церкви, и произошло это благодаря усилиям нашего учителя, одного из отцов-основателей института академика Николая Николаевича Боголюбова, - с этого начал свою речь нынешний директор Объединенного института ядерных исследований, член-корреспондент РАН Алексей Сисакян. - Конечно, добиться открытия церкви было трудно, но Николай Николаевич был депутатом Верховного Совета, пользовался у власти авторитетом и употребил его...

Перечислять труды академика Боголюбова в области физики и математики долго и сложно, но специалистам они известны, а остальным больше скажут его награды: дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, золотой медали Ломоносова. При всем этом Николай Боголюбов был верующим человеком. И вряд ли случайно: его прадед был диаконом, дед священником, а отец - профессором Киевской духовной академии.

"Очень интересовался взаимопроникновением науки и религии академик Дмитрий Иванович Блохинцев, тоже наш учитель, 110-летие со дня рождения которого мы отметим в январе", - отметил Алексей Сисакян и заключил:

- Никакого противоречия между наукой и религией нет. Они взаимно дополняют друг друга.

В кулуарах конференции профессор Сисакян прокомментировал письмо 10 академиков:

- Что касается преподавания религиозных знаний, то, думаю, надо найти тактичную форму. Я как-то беседовал с Гинзбургом. Он уважаемый ученый, и мне бы не хотелось его критиковать. Но мне кажется, он слегка обостряет... Есть разные точки зрения. В том числе и на теологию. "Повторяемость эксперимента", который может быть описан математически, - это критерий естественных наук. Но есть и гуманитарные науки, и мне трудно представить, насколько он применим к ним. С этой точки зрения теология вполне может быть к ним отнесена. Это тоже способ познания, познания духовного мира.

Признаюсь, слова профессора Сисакяна о теологии были мне особенно приятны. Дело в том, что в своей колонке "Верю - не верю" я как раз писал о том, что академики, отказывая теологии в праве на науку, заодно лишают этого почетного звания историю и философию.

Много ли сегодня среди сотрудников института верующих? Профессор Сисакян точно не знает, но, по его мнению, не очень:

- Вот ведущий нашей конференции профессор Виктор Николаевич Первушин - очень хороший физик-теоретик, верующий.

А вот сам Виктор Николаевич считает, что православных стало значительно больше:

- Ведь был у нас один храм, а за последние несколько лет открылось еще четыре.

Что общего?

Удалось ли на конференции в Дубне найти нечто общее между наукой и религией, кроме взаимных политически корректных высказываний участников в адрес друг друга (хотя само по себе это уже немало)?

На такой вопрос ответить односложно невозможно. Сразу скажу, что ни один из физиков по завершении дискуссий на моих глазах креститься не бросился. Однако была видна попытка поиска истины, а не желание уязвить оппонента. И потому точки соприкосновения находились.

Профессор МГУ, доктор физико-математических наук Юрий Владимиров указал: занимаясь физикой, невозможно обойти вопросы мироздания. В научных кругах, по его словам, вызывает беспокойство деятельность креационистов, утверждающих, что все живые существа были созданы Творцом в том виде, в котором существуют сейчас, и буквально трактующих библейскую историю сотворения мира за 6 дней.

В свою очередь, профессор Московской духовной академии, богослов Алексей Осипов заявил:

- Религия не изучает кирпичики. Для религии не важно, как произошел человек, если есть Бог. Для нас важно - Бог является источником всего.

По мнению профессора Осипова, религия призывает к познанию Бога, как и физика, показывает пути к этому, при соблюдении которых будет правильный результат.

Участники конференции говорили о том, что сам процесс познания необъясним с сугубо материалистических позиций.

Профессор, сотрудник Объединенного института ядерных исследований Владимир Никитин напомнил о существовании так называемой "научной веры":

- Аксиомы не доказуемы. Их просто принимают на веру. Эйнштейн говорил о неполноте науки, нуждающейся в озарении. Но какова природа этого озарения? Она неизвестна. Сознание или душа также не имеют научного определения. В словарях "сознание" называется "высшей нервной деятельностью человека", а "высшая нервная деятельность человека" - "сознанием".

Никитин на основе квантовой механики задался вопросом о свободе выбора:

- Для науки этот вопрос не решен. Движение электрона не укладывается в известные теории. Обладает ли свободной волей электрон? А обладал ли ею Иисус Христос?

Разногласия

Для богословов вопрос о свободе воли электрона не стоит. Ею обладает лишь человек, созданный по образу и подобию Божию. Но проблема свободы выбора актуальна для обеих сторон. На конференции немало говорилось об ответственности ученых за свои открытия, за их использование. Так возникла тема этики, нравственности и духовности.

- У нас часто смешивают эти понятия. Нравственность - отношение человека к человеку, а духовность - к Богу. Христос обличал вполне нравственных людей. Фарисеи тщательно соблюдали закон. Христа распяли нравственные люди. Этика - порождение духа. И духовные ценности первичны, нравственные стоят на втором месте. Подлинная культура может быть порождена святостью души. Человек несет ответственность за свой дух, - отметил профессор Осипов.

Впрочем, что такое культура - тоже стало предметом споров. Философы насчитали более 200 определений этого явления.

Разногласия возникали не только между физиками и богословами.

Что есть истина? Профессор Никитин утверждал: "Критерием истины служит практика. Если я построил электромотор на основании теории, значит, она истинна". Ему возразил физик Первушкин: "Электромотор был построен, но заработал лишь спустя 70 лет". Не согласен с таким подходом и богослов Осипов: "Христианство - теория, люди повторяли опыты (над собой) святых. Возможен ли отрицательный результат? Сколько угодно. Человек может быть в духовной прелести, он может быть просто сумасшедшим. Но из этого ведь не следует ошибочность христианства".

Наиболее острую критику вызвал доклад доктора философских наук Андрея Иванова. Он убеждал аудиторию в необходимости борьбы с "иррациональными религиями, лжерелигиями" и "антинаукой". В первом случае философ объявил ложными религии, отказывающие другим верованиям в праве на истинность, и даже ссылался на слова Христа "В доме Отца моего обителей много". Во втором - подразумевал ученых, отрицающих факты, не поддающиеся сегодня объяснению, и создающих комиссии по лженауке. Ясно, что высказывание было камешком в огород академика Эдуарда Круглякова, как раз возглавляющего такую комиссию. Но отпор Андрей Иванов получил совсем с другой стороны. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк решительно возразил:

- Почему мы не можем вынести суждения о теории Дарвина? Это право любого человека. Мы не говорим, что эта теория "лженаука", мы считаем, что она не подтверждена фактами.

А профессор Осипов добавил: "Истинная религия должна быть терпима в плане социального общения, но говорить, что она не может отрицать другие - все равно что сказать: истина не может отрицать ложь".

Главным же итогом конференции, возобновившейся после 7-летнего перерыва, стал совместный поиск истины светскими и церковными учеными.



©РАН 2024