НЕДЕЛЯ ПОВЫШЕННОЙ ОТКРЫТОСТИ

13.02.2014

Источник: Советская Сибирь, Елена ЕМЕЛЬЯНОВА

В ПРОВЕДЕНИИ ДНЕЙ РОССИЙСКОЙ НАУКИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ БОЛЕЕ ТРИДЦАТИ НОВОСИБИРСКИХ НАУЧНЫХ ИНСТИТУТОВ — БОЛЬШЕ, ЧЕМ КОГДА-ЛИБО РАНЬШЕ

С 3 по 7 февраля двери лабораторий научных институтов Сибирского отделения Российской академии наук открылись для всех любознательных жителей города и области.

Увидеть разработки Института ядерной физики, узнать, как проводят генетические исследования в Институте цитологии и генетики, или попробовать силы в древнем ткачестве в стенах Института археологии и этнографии — это была лишь часть обширной программы Дней науки в Академгородке.

— Я по себе знаю, что в память врезается именно то, что увидел своими глазами, — рассказывает доктор химических наук Виктор Плюснин. — Поэтому важно, чтобы школьники, как возможное будущее науки, видели то, что происходит в научных лабораториях. Мы не живем предчувствием праздника и не вывешиваем флагов в честь Дней российской науки, но всегда с радостью готовы показать, чем мы занимаемся. И обратная связь, я считаю, есть: часть тех школьников, что бывали у нас, идут в госуниверситет, а потом в науку, зная и помня, как они первый раз увидели ее изнутри.

Действительно, школьники, причем начиная с пятых классов, пожалуй, основные посетители институтских лабораторий и выставочных залов. Но далеко не единственные. На старте Дней науки, 3 февраля, с журналистами встречались представители трех академий наук, недавней реформой объединенных в одну, и генеральный директор Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» Александр Сергеев, о чем «Советская Сибирь» писала в номере от 6 февраля этого года. Ученые рассказали о достижениях российской науки и Сибирских отделений в частности, поделились своим видением недавних научных реформ, вызвавших так много волнения.

О важности взаимодействия СО РАН и учебных заведений заявил председатель Совета ректоров новосибирских вузов, доктор технических наук, профессор Николай Пустовой. Он настаивал на том, что пришло время перейти от обучения к образованию.

Завершилась неделя круглым столом «Наука — городу Новосибирску», где ведущие ученые СО РАН рассказали о разработках, предназначенных для города и области.

Хороший повар или плохой программист

Институт автоматики и электрометрии СО РАН продемонстрировал экскурсантам информационные системы, которые позволяют комментаторам оперативно выводить информацию на телеэкран во время спортивных состязаний. Речь идет не только о программной, но и компьютерной части этих систем.

— Российские программисты — одни из самых лучших в мире, потому что они досконально понимают, что они делают, всю технологию, а не только ее часть, — сказал ребятам Игорь Таранцев, сотрудник лаборатории программных систем машинной графики. — Мы с радостью вас всему научим, но учиться в университете по нашим специальностям тяжело. Поэтому еще до поступления советую вам подумать, действительно ли вас это интересует. Ведь лучше быть хорошим поваром, чем плохим программистом.

Научный сотрудник ИАиЭ Евгений Лоншаков рассказал школьникам о том, что, по его мнению, значит быть ученым.

— Это ответственность, — уверен он. — Надо быть в курсе всего, что происходит в твоей научной сфере, знать все самое современное. Но человек, который занимается наукой, более свободен, чем люди других профессий.

Фотохимики на экспорт

— В Китае нет достаточного количества специалистов по экологической фотохимии, — рассказал доктор химических наук Виктор Плюснин, заведующий лабораторией фотохимии Института химической кинетики и горения СО РАН. — Поэтому они предлагают такой вариант сотрудничества Сибирскому отделению Российской академии наук: возводят рядом с Пекином экологический научный центр, а мы обеспечиваем его кадровую комплектацию.

Экологическая фотохимия изучает процессы, проходящие в толще воды под воздействием энергии солнечного света, — во что превращаются разные вещества, вступающие в реакцию между собой в этом нагреваемом Солнцем «бульоне».

— Для чего это важно знать? Ну, вообще-то знать полезнее, чем не знать, — говорит ученый. — Хотя именно в этом случае практическое применение простое. Например, когда фабрики сбрасывают стоки в воду, вроде как изначально безвредные, мы можем предсказать, не появится ли там яд под действием солнечного света. В Китае много фабрик и много проблем с водой и воздухом.

Дыня со вкусом огурца

В Дни российской науки в Академгородке, несмотря на морозы, в три раза вырос поток посетителей на выставке разработок СО РАН. Визитерами стали не только школьники, студенты и просвещенная общественность, но и делегация посольства Ирана.

В прошлом году выставка была полностью обновлена. Разработки институтов Сибирского отделения — это не только что-то металлическое или пластиковое, но и живое. Например, бенинказа по имени Акулина. Это сорт новой овощной культуры — восковой тыквы. По виду она напоминает серую дыню, а на вкус — огурец огурцом. Родом бенинказа из стран Юго-Восточной Азии, отличается не только приятными и неожиданными вкусовыми качествами, но и целебными свойствами. Ее «приручили» в теплицах Сибирского ботанического сада СО РАН. В этой экзотике содержатся вещества, имеющие противогистаминное действие. На родине овоща его используют для лечения эпилепсии, нервных болезней и заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Примеси в сторону

Получить дизельное топливо стандарта Евро-4 и Евро-5 из «плохого», загрязненного серой и азотом топлива можно с помощью установки, разработанной в Институте катализа СО РАН. Сотрудники института показали ее новосибирским школьникам в путешествии по научным лабораториям.

Серо- и азотсодержащие соединения не только портят двигатель машины, но и загрязняют окружающую среду оксидами, содержащимися в выхлопах. В присутствии катализаторов при высокой температуре и давлении водорода они разлагаются, топливо очищается от нежелательных примесей.

— Это первая российская разработка, которая позволяет добиться такой чистоты: в топливе остаются лишь миллионные доли серы, — рассказала Татьяна Кардаш, председатель совета научной молодежи института. — Сейчас она внедряется в производство.

Казалось бы взрослая проблема, но школьники, от семиклассников до выпускников, по словам экскурсоводов — молодых ученых, активно интересовались сутью процесса, задавая изрядное количество вопросов.

Игра как метод познания

Стоило не испугаться мороза и приехать в музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН в Дни российской науки — хотя бы еще и для того, чтобы узнать, что вход туда возможен в течение всего года.

Шесть залов музея в эти дни непрерывно встречали детские группы. Здесь и школьники-пятиклашки, и серьезные будущие выпускники этого года. Одни могли поиграть во время специальной этнографической экскурсии, другие вдумчиво рассматривали экспозицию.

— Мы стараемся сделать науку образной, — рассказывает Наталья Гладкова, сотрудник отдела музееведения института. — Дети ищут определенные предметы, относящиеся к разным коренным культурам Сибири, Алтая и Дальнего Востока. За каждый найденный получают кусочек пазла. Когда все его частички собраны, у нас получается большая карта, на которой отмечены все те области, где эти народы живут. Мне кажется, что пятиклассники — самая благодарная аудитория.

ЦИФРА

На выставке разработок научных институтов СО РАН представлено 550 экспонатов.

ЦИФРА

По словам председателя Совета ректоров новосибирских вузов Николая Пустового, около 2,5 миллиарда рублей направляется на внебюджетное финансирование науки в высшей школе.



©РАН 2024