БРЕНД ПО ИМЕНИ ПАТОН
20.09.2007
Источник: День(Киев), Филипп РОЖЕН
Провинциальное предприятие из Симферополя в тандеме с известным институтом покорило европейский рынок
Недавно в нашем селе в Житомирской области проводили газ. Все жители Сущанки вышли посмотреть, когда сварщик варил трубы. И прочитали на сварочном аппарате надпись крупными буквами: «ПАТОН». Нехитрая надпись на железной машине, сыплющей искрами, а на душе потеплело. Представляете — не «Форд», не «Сименс» и даже не «Филипп Моррис», к которым мы в селе привыкли так, что они уже успели изрядно надоесть, а наша, с детства знакомая, но, к сожалению, стирающаяся из памяти фамилия. Мы столько говорим о достижениях украинской науки, но попробуйте вспомнить действительно достойные имена наших инженеров и ученых, которые стали бы мировым брэндом! Вся идеология той, ушедшей в небытие страны, была ориентирована на то, чтобы не выпячивать создателя, дабы, не дай Бог, не сотворить из кого-нибудь кумира. И зря!..
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУКИ
Все это невольно вспомнилось, когда пришлось побывать на «Сэлме» — Электромашиностроительном заводе в Симферополе, где производятся десятки различных видов современнейшего сварочного оборудования. Завод работает в тесной связке и Институтом электросварки имени Е.О. Патона Национальной академии наук Украины. Сегодня он — вполне успешное, быстро растущее предприятие: около 70% производимого здесь оборудования поставляется на внешний рынок.
Невольно возникает вопрос: как смогло машиностроительное предприятие так развиться во время трудного перехода на рыночные условия? Ведь у него, как и у многих других заводов того же профиля на территории СНГ, были все предпосылки уйти в полное небытие?
У нас в стране еще живы воспоминания о том, как академик Б.Е. Патон, начиная с 1980-х годов, агитировал своих коллег по Академии организовывать у себя научно-инженерные центры. Борис Евгеньевич, пожалуй, первым в Академии понял простую вещь: наука сохранит свое лидирующее положение в обществе только в одном случае — если научится быстро внедрять свои лучшие достижения в практику. Именно тогда он начал убеждать всех в необходимости развивать при академических институтах цепочку: от фундаментальной идеи к технической разработке и далее — к опытному образцу, чтобы затем предложить его промышленности (разумная коммерциализация науки).
Тогда же эти усилия «широкими академическими массами» воспринимались весьма скептически. И ученых можно понять — щедрое государственное финансирование в советские времена любых разработок, якобы работающих «на оборонку», позволяло жить сравнительно безбедно. Лишь несколько директоров академических институтов пошли по новому прагматическому пути. Показательно — сегодня почти все эти научные учреждения наиболее успешны в новых экономических условиях.
Пожалуй, один из наиболее показательных примеров в этом ряду — развитие Электромашиностроительного завода в Симферополе. В советское время, когда все был предельно специализировано, отсюда выходили в несметном количестве весьма примитивные сварочные реостаты, что позволяло заводу — будучи типичным провинциальным предприятием — работать ни шатко, ни валко на просторах той страны.
Но мозговой центр завода — его директор, главный инженер — с первых дней, когда новые экономические условия постучались в дверь, поняли — времена безмятежного выполнения плана, спущенного сверху, закончились. Наступает эпоха, когда придется жестко бороться за свое место на рынке. Руководство провинциального заводика начало искать... сотрудничества с ведущими сварочными фирмами мира.
В ПАРТНЕРСТВЕ С ЭЛЕКТРОНЩИКАМИ
Другой спасительной соломинкой стало гениальное решение — любой ценой привлечь в весьма традиционную сварку представителей ведущих направлений современной науки. Так, в Симферополе неожиданно протянули руку помощи... исследователям электронного комплекса «Технологические лазеры» Национальной академии наук Украины. Этот перспективный центр буквально разваливался на глазах... И не известно, в каких странах они бы сегодня трудились, если бы не неожиданное предложение с Электромашиностроительного завода. Все-таки сотрудничество этого предприятия с академическим институтом дало себя знать — на заводе сумели принять стратегически правильное решение!
Новые времена позволили принять и другое стратегически правильное решение — пойти на сближение с известными международными фирмами — корифеями в области сварки, например такими, как шведский концерн ESAB и финская фирма KEMPPI.
Разве не в Украине когда-то впервые сварили рельсы под флюсом и после этого начали варить так во всем мире: в США, Австрии, Германии? Разве не здесь были созданы не имеющие себе равных автоматы для сварки больших труб? И не здесь ли впервые сварили толстую танковую броню? Ведь после этого уже никто в мире не мог преодолеть планку, установленную в Украине, по сварке мощных швов?..
Все это действительно так, но владельцы рекордов жили в стране, которая изначально ни в грош не ставила личные удобства рабочего и инженера, работающего с такой техникой. Создавая технические шедевры, в этой стране их так оформляли, что любой уважающий себя профессионал лишь от безвыходности стал бы пользоваться такой неуклюже оформленной продукцией.
На «Сэлме» это поняли сразу. Гонцы из Симферополя поехали к конкурентам и стали присматриваться к «мелочам»: чем они красят, как у них поставлен технический дизайн, как ведут себя с покупателями. Следует отметить, что на заводе на командировки на всемирные выставки, где можно посмотреть на достижения своих конкурентов и себя показать, денег до сих пор не жалеют. Более того — это один из важнейших элементов заводской политики.
Результаты вскоре начали давать о себе знать. Если на первой всемирной выставке симферопольцы густо краснели, когда к их изделиям подходили редкие посетители, то уже через год-другой они с удовлетворением начали отмечать, что и покраска их приборов ничуть не хуже западной, и дизайн ни в чем, пожалуй, не уступает. Да и посетителей, желающих познакомиться с тем, что изготавливает неизвестная фирма «Сэлма» из какой-то загадочной Украины, становилось все больше. Представители завода у стендов приглашали гостей не стесняться и попробовать в действии качество их продукции. Некоторые специалисты решались, пробовали и спрашивали о цене. Как правило, после этого заключались контракты.
На заводе быстро поняли еще одну сторону современного прогресса — время многомиллионных серий, которые можно было безмятежно штамповать в советские времена, безвозвратно ушли. Наступила эпоха предприятий, быстро реагирующих на запросы рынка. Более того — теперь они сами должны предугадывать желания заказчиков и создавать для них то, о чем они пока только мечтают. Вот когда на «Сэлме» пригодились электронщики и программисты.
ГЛАВНОЕ — РЕАГИРОВАТЬ НА ЗАПРОСЫ РЫНКА
Отныне на заводе начали создавать сварочные автоматы, которые стали обретать новые черты — в них чувствовалась забота о том, кто возьмет их в руки. Во-первых, аппараты резко «похудели» — даже те, которые ранее трудно было даже катить на тележке, теперь можно было легко держать в руке. Во-вторых, они стали удобными и элегантными. И, в третьих, аппараты стали во много раз менее прожорливыми. Так, одна из машин потребляет в семь(!) раз меньше электричества, нежели ее предшественница! Появилось у новых аппаратов еще множество других замечательных качеств. Продукция завода — десятки видов различных изделий — экспортируется в Швецию, Сингапур, Вьетнам, Египет, Турцию, Иорданию и другие страны. Львиная доля экспорта приходится на страны СНГ и особенно на Россию.
На симферопольском заводе внимательно следят за тем, как и куда идет их продукция. Они живо реагируют на всякие изменения в спросе. К примеру, однажды их постоянный заказчик начал покупать продукцию у конкурентов. И это в то время, когда на заводе выпустили новый, гораздо более эффективный аппарат. Что делать? Ждать следующей выставки, где продемонстрировать все преимущества новой модели?.. На заводе приняли другое решение — к потребителю отправили микроавтобус с новым аппаратом и специалистом, который мог объяснить и продемонстрировать все преимущества новинки. Судьба поставок нового аппарата тут же была решена...
Был бы неверно утверждать, что судьба машиностроительного предприятия в нынешних наших реалиях — это чистый мед, а путь директора такого завода усеян розами: украинские налоги способны задушить любого машиностроителя... Поэтому нельзя не отметить спасительную роль в новейшем становлении предприятия технопарка «Институт электросварки имени Е.О.Патона». Эта новая структура позволила «Сэлме» приобрести современнейшее оборудование — лучшие швейцарские и немецкие станки — и сделать еще одно усилие, чтобы стать вровень с лучшими фирмами мира в этой области...
Удивительным образом переплелась судьба мощного академического института в Киеве и провинциального завода в Симферополе. Ныне окрепший завод с уверенностью смотрит в будущее и сам определяет, что ему нужно для успеха на рынке. Здесь убеждены — следующий рывок позволит им обогнать своих именитых конкурентов. Что для этого нужно? Ответ, который на этот вопрос дал генеральные директор завода Г.В. Павленко, заслуживает особого внимания.
— Своими силами мы научились делать не только хорошие машины, но и оформлять их так, чтобы они не выглядели золушками на мировом рынке, — рассказал Георгий Васильевич. — Но чтобы сделать следующий шаг, который позволил бы существенно обогнать мировых лидеров, нужны действительно прорывные идеи. Без фундаментальной науки нам этого не достичь. Если бы Институт электросварки имени Е.О. Патона НАНУ разработал новые принципы, к примеру, такого же уровня как сварка под флюсом, мы бы сделали машину, у которой не было бы конкурентов в мире.
Удивительные зигзаг развития — если в прошлом научные учреждения были своеобразными двигателями прогресса, то в новых условиях роли меняются — прогрессивное предприятие неожиданно становится заказчиком передовой науки и мощно подталкивает инновационный процесс в научном институте. Интересно, станет ли эта первая ласточка сигналом для наступления весны в нашей промышленности и, как следствие, в науке?..