http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=5b33f8a5-6c50-4977-89e7-449c8f7bd46b&print=1© 2024 Российская академия наук
Очевидное обострение политических противоречий между Россией, с одной стороны, и Европейским союзом и США - с другой, кажется, остановилось на уровне именно политической риторики. "Замораживания" экономических и научно-технических контактов пока не наблюдается.
Но вот в качестве механизма "давления на режим" Западом вполне могла бы быть использована специально поощряемая утечка умов из России (Brain drain - как называют это явление на Западе). Такие предложения уже проскакивали в европейской и американской прессе. Для инициации этого процесса Западу, кстати, не потребовалось бы прилагать какие-то чрезмерные усилия, финансовые прежде всего.
Действительно, на Федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2008-2012 годы" планируется выделить из бюджета 51, 72 млрд. рублей на весь срок ее реализации. То есть, можно даже грубо прикинуть, во что могла бы обойтись Западу инициатива по привлечению специалистов и научно-педагогических кадров из России - около 450 млн. долларов в год до 2012 года. (Для сравнения: только на покупку новых игроков перед началом очередного сезона в английской футбольной премьер-лиге было потрачено около 500 млн. фунтов.)
О том, что эффект для России от реализации этой, гипотетической пока, меры был бы весьма болезненным, косвенным образом говорит и такой факт. Именно в период с 2002 по 2007 год было принято более 80% всех постановлений и указов, касающихся кадровой политики, которые появились в России с 1991 года. То есть кадровая проблема, как никогда за всю постсоветскую историю стала чувствительна для государства.
Но мы как будто специально предпринимаем шаги, которые буквально выталкивают на Запад (и на Восток, кстати, тоже) наши отечественные "мозги". Например, директивно - в связи с пилотным проектом по реформированию системы оплаты труда в Российской академии наук - сокращается численность сотрудников академии. Если на 1 мая 2006 года общая численность работающих в РАН составляла 112 370 человек, в том числе руководителей и научных сотрудников - 55 281, то к 1 января 2009-го эти показатели должны составить 89 896 и 44 225 человек соответственно. И, похоже, директива будет выполнена. Другой вопрос - сможет ли "переварить" Запад этот поток человеческого капитала из России.
Формально у нас есть кадровый потенциал "на экспорт": например, только в системе аспирантуры - более 140 тысяч человек (данные за 2005 год). Однако малооплачиваемые позиции низшего уровня в Европе и сейчас легкодоступны для квалифицированного человека. А престижными позициями вряд ли кто поделится.
Более существенным эффектом, как ни странно, могут обладать давно вынашиваемые планы создать в Украине центры кадрового притяжения для российских научно-технических специалистов. Эти мероприятия могут поднять с места людей, специалистов, которые не готовы ехать в Европу и США.
Естественным контраргументом России в потенциальном споре за научно-технические и исследовательские кадры могло бы стать привлечение ученых из-за рубежа, в том числе возвращение уехавших за границу российских исследователей. Однако возможность организовать обратный поток - из числа давно уехавших - в Россию или компенсировать утечку приглашением зарубежных ученых сейчас ограничена даже не деньгами, а рядом нормативных документов. Так, например, в той же ФЦП "Научные кадры... " такая возможность предусматривается только для ученых, имеющих российское гражданство.
Тем не менее ситуация "осажденной крепости" при правильном менеджменте может приводить и к положительным результатам, так как появляется хоть какое-то целеполагание в научной политике. По крайней мере у российской науки может появиться шанс выбраться из многолетнего управленческого кризиса, конечно, при условии очень серьезного анализа его причин и путей выхода.