http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=5b826623-41d8-4358-9ba9-1a6fae90887d&print=1© 2024 Российская академия наук
Справка: Дорофеев Алексей Николаевич, генеральный директор ООО «Борника»
Алексей Николаевич, несмотря на очевидное несовершенство отечественного инновационного рынка, Ваша компания не первый год довольно успешно специализируется на разработке автотранспортных систем, и фактически является проводником новых знаний в экономику. По Вашим наблюдениям, насколько интенсивно развивается сегодня прикладная наука, и задействованы ли в ее развитии молодые ученые?
Могу сказать, что Вы обратились как раз по адресу: в свое время я учился в аспирантуре и активно занимался научной деятельностью, в частности, исследованием электростатических разрядов по поверхности космических летательных аппаратов. Мы делали расчеты для НПЦ им. Хруничева, НПО им. Лавочкина, по которым создавались изделия, эксплуатируемые и сегодня на орбите. В то время (я окончил университет в 1998 году) завлечь молодежь в науку было практически невозможно, поскольку отрасль находилась в тяжелейшем положении. У моего научного шефа была такая поговорка: «Скоро Россия будет из-за границы инженеров за золото выписывать». Но сейчас я вижу, что ситуация изменилась. Во-первых, значительно увеличилось финансирование, что в той же космической отрасли подтверждает рост числа космических аппаратов на орбите. Видно, что государство начинает потихоньку вкладывать деньги в науку. Это, конечно, привлекает молодежь, молодых ученых в прикладной науке сейчас гораздо больше, чем было 5-10 лет назад, но с другой стороны есть и определенное разочарование, связанное с тем, что даже талантливые ребята не занимаются по-настоящему научными исследованиями. В основном все стараются что-то выдернуть из Интернета, а свои мозги включать не хотят. И опять же нужно отметить, что преимущественно фундаментом для новых разработок служат математические аппараты, созданные 20-30 лет назад еще в Советском Союзе. В 90-е годы они были благополучно забыты, и теперь нам приходится разыскивать литературу того времени. В современной западной литературе даются только общие слова, но не формулы, тогда как в советские годы мы имели все свое. Так, например, в логистике целые монографии были написаны академиками Нестеровым и Михалевичем, представляющие огромную ценность и сейчас. Сегодняшние специалисты пользуются их наработками.
И, тем не менее, в «Борнике» немало молодых разработчиков…
Да, нашим программистам, как правило, до 30 лет, также есть сотрудники и старше 50 лет, и совсем пропущено среднее звено - от 30 до 40 и даже до 50 лет. Разрыв очень существенный. Если говорить о вузах, то там еще страшнее: на семинарах по своей тематике я увидел, что все преподаватели старше 60 лет, а средний возраст тех, кто защищается, – 40-50 лет! В основном это разного уровня начальники на оборонных заводах, которым кандидатская нужна, может быть, для дальнейшего роста в зарплате или должности. Только в последние два года наметилась тенденция к увеличению числа молодых аспирантов. И талантливых среди них действительно много, и перспективы у них хорошие, - в бизнесе им предлагают зарплату по 3-4 тыс. долларов.
Если говорить о нашем опыте, то по большей части мы привлекаем молодое пополнение из МАДИ. В основном довольны кадрами. Но лично мне кажется, что все-таки надо немного перестроить ориентиры в подготовке ученых: чтобы у молодых людей, которые заканчивали аспирантуру, была какая-то коммерческая жилка. Я не знаю, кто этим должен заниматься: сами ли они к этому придут, либо им кто-то поможет, вполне возможно, из бизнеса. В нашем случае, когда мы только начинали заниматься автотранспортными системами, нашлись люди, которые предоставили нам возможность на определенных условиях претворять свои идеи в жизнь, хотя, в принципе, в успех мало кто верил, поскольку дело было для нас совершенно новое. Но этот пример показал, что, вложив, по местным меркам, копейки, можно получить новые информационные технологии, востребованные такими крупными компаниями как ОАО «Апатит», Таганрогский автозавод, аэропорты Шереметьево и Домодедово, Надымское авиапредприятие и т.д.
А в целом, считаю, что проблема внедрения научных идей в производство в России как была, так и остается. В свое время существовал интересный тезис: русские люди замечательно умеют придумывать, хуже они умеют делать то, что придумают, и совсем не умеют продавать. У старшего поколения такой подход: государство дает им деньги, они что-то изобретают, дескать, вот, появились на-гора такие идеи. Но внедрить их на предприятие и убедить предприятие в том, что эти идеи принесут существенную отдачу в денежном эквиваленте, мало кто способен. Было бы хорошо для России тот мощный задел фундаментальных и прикладных наук, в которые СССР вкладывал огромные деньги, перевести на коммерческие рельсы. Пример Израиля меня восхищает: они привлекали людей из СССР, потом из бывшего СССР, и создавали им все условия для научной деятельности. Пожалуйста, занимайтесь только наукой, а мы будем продавать эти образцы, и ставить их на серийное производство.
И конечно, развитию прикладных наук мешает технологическое отставание: можно изобрести какие-то вещи, но воплотить их «в стекле и бетоне» – совсем другое дело…
Нам проще, мы производим программное обеспечение, но допустим, если бы занимались производством микропроцессоров, то помимо чертежей, пришлось бы делать саму кремниевую пластину, сам кристалл… Трудно представить, как бы мы все это реализовывали…