http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=5c0c2051-4954-4d41-9324-55849e6003e3&print=1
© 2024 Российская академия наук

ПОЧЕМУ ВИКТОР САДОВНИЧИЙ ГОВОРИЛ "НЕ ПО ДЕЛУ"

04.03.2005

Источник: Известия, НАТАЛЬЯ ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА

В Министерстве образования прошла коллегия Федерального агентства по образованию, которая подвела итоги своей деятельности в 2004 году. Самым интересным оказалось выступление ректора МГУ Виктора Садовничего, который привел новые аргументы против готовящейся реформы

Подводя итоги коллегии, министр образования и науки Андрей Фурсенко поддержал предложение, высказанное в докладе главы Рособразования Григория Балыхина, о введении новой должности - президента университета. Им сможет стать ушедший на пенсию ректор (средний возраст ректоров - 60 лет). Андрей Фурсенко считает, что президенту нужно предоставлять самые широкие полномочия в выработке образовательной политики вуза.

Ректор МГУ Виктор САДОВНИЧИЙ выступил "не по делу". "По делу - это когда мы, ректоры, просим деньги, гранты, боремся за программы. А не по делу - это все остальное".

- Система образования - это тот стержень, который скрепляет сегодня наше общество, наши семьи, - сказал ректор МГУ. - Я считаю, что она достойно представляет Россию везде... Мы много говорим об адаптации нашей системы образования к различным другим. Я создал в университете группу ведущих академиков, ученых. Результатом их работы должно стать заключение о компетентности специалистов, обучающихся в разных странах. Что знает наш инженер, наш математик, биолог... И как это сравнимо со знаниями и компетенцией специалистов из других стран. Я убежден, что по очень многим направлениям фундаментального профиля мы будем на достойном месте. Уверен и в том, что нам многому надо будет подучиться. Но, имея перед глазами подобное заключение, мы будем понимать, что нам нужно перенимать, а чему пусть учатся у нас. В ближайшее время я обнародую эти заключения. Знаю, что ректор МГТУ имени Баумана Игорь Федоров такую же работу начал по инженерному образованию. Только после этого мы можем выбирать траекторию движения вперед.

...Мало кто знает, что есть система европейских университетов "Уника", которая строится над "болонской". Ее задача состоит в том, чтобы интегрировать десятка три-четыре ведущих университетов Европы (Северной Германии, других регионов), которые бы соответствовали более высокому стандарту. Никто не хочет терять свои стандарты. Мы тоже должны помнить, что наши стандарты - это богатство и достояние научных школ... Когда, будучи аспирантами, мы шли на экзамен по математике, который принимал Колмогоров, то заведомо знали, что ни на один вопрос не ответим. Экзамен превращался в диспут между двумя академиками, которые друг друга "сажали" по той или иной проблеме, а ты - аспирант - сидел, открыв рот, наблюдая, как Колмогоров и Гельфанд спорят о понятии числа. В итоге - у нас уникальнейшая школа, которая пока недосягаема. Я выступаю за то, чтобы в наших университетах этот "полет" сохранился.

...За прошлый год из Германии выехали в Штаты 122 тысячи молодых людей, окончивших университеты этой страны. "В ответ" Германия поставила задачу привести 500 тысяч специалистов из сопредельных государств (в том числе из России). Как бы не получилось, что мы ввозим рабочую силу из Киргизии и Молдавии, а вывозим теми же самолетами наших высококвалифицированных специалистов.

Мы гордимся, когда у нас учится много иностранных студентов. Но едва ли сегодня к нам хлынут студенты из Франции, Англии... При этом у нас есть свой контингент - страны СНГ. Они к нам тянутся (российская система образования им близка). В Бишкеке неделю назад проходила мощная конференция, куда приехали ректоры из стран СНГ, президенты Академий наук. Там была принята декларация. Она просто "кричит" о том, что и законом, и политикой правительств нужно принять меры для скорейшего решения этой проблемы. Нужно "открыть двери" этим студентам.