http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=5c8d67f5-6ea6-4461-8596-20524b2c29aa&print=1
© 2024 Российская академия наук

РФФИ НАЧИНАЕТ ОТКРЫВАТЬ ЗАЯВИТЕЛЯМ ЭКСПЕРТНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

23.06.2011

Источник: Наука и технологии России, Стерлигов Иван

-

В последние годы Российский фонд фундаментальных исследований активно развивает новый механизм поддержки крупных проектов – гранты «ОФИ» (ориентированные фундаментальные исследования). Об особенностях этих грантов рассказывает Сергей Цыганов, начальник управления ориентированных исследований РФФИ.

Что такое «ориентированные фундаментальные исследования»?

– Основная часть средств РФФИ идёт на инициативные проекты, всем известные классические гранты. Каждый год Совет фонда анализирует, какие новые направления возникают «снизу», в результате выполнения этих инициативных работ. Хочу подчеркнуть: они вовсе не всегда совпадают с приоритетными направлениями, которые формулирует правительство.

Это принципиально: «снизу» рождаются абсолютно новые направления, появление которых предсказать зачастую невозможно. Сейчас только и разговоров, что о «нано». Вы думаете, нанотехнологии появились после того, как о них объявил Владимир Путин? В РФФИ они как приоритетная тематика – с 1993 года.

То есть вы опережаете инициативы правительства?

– Конечно. Сейчас в правительстве «нано». А мы уже работаем с «фемто», «тера», «экзо» и т. д. Тематики, которые ещё не стали приоритетными, финансируются РФФИ на инициативной основе. Когда-то они могут стать приоритетными, если развитие науки покажет, что в направлении есть большой потенциал. Например, среди ориентированных фундаментальных исследований уже второй год мы поддерживаем работы по астрофизике, «тёмной материи». В этой области наиболее известны труды академика Валерия Рубакова. Совет фонда, просмотрев «бульон» из инициативных работ, решил, что необходимо эту тему, которая родилась «снизу», массированно поддержать, чтобы получить наиболее выдающиеся результаты.

Выходит, на них и ориентируетесь?

– Да, на получение результата. Он может быть абсолютно фундаментальным, может быть прикладным. Обнадёживающих инициативных исследований у нас много, поэтому конкуренция за выход на «ориентированную» стадию высока. В прошлом было 18 тематик, сегодня – уже 23.

Сколько средств выделяется на эти проекты?

– В целом около 800 миллионов рублей в год. В этом году нам поступило 1137 заявок. Разброс по тематикам весьма велик: на одни претендует до 70 проектов, на другие – 15–20. По каждой тематике будет несколько проектов-победителей, но их количество может варьироваться в зависимости от числа заявок.

Средний размер одного гранта – 2,5 миллиона рублей в год. В прошлом году эта цифра была почти в два раза меньше. Возросла и критика всего механизма «ориентированных грантов». Утверждается, что выбранные тематики нередко совпадают с теми, которыми занимаются члены Совета фонда.

– Само понятие «член Совета фонда» подразумевает, что человек отвечает за тематику, которую он считает наиболее важной. У нас есть, например, тематика, связанная с эпигеномикой и протеомикой. Её предложила группа членов Совета – Александр Арчаков и его коллеги, несколько человек. Критикуют тематику, предложенную Михаилом Ковальчуком, – «Фундаментальные основы конвергентных технологий», но по ней поданы проекты не только из Курчатовского института, а со всей страны, и Совет фонда считает, что это действительно новое направление, которое надо развивать.

Расскажите, как были выбраны 23 тематики, по которым проходит конкурс.

– В конце прошлого года состоялось заседание Совета фонда, где его председатель Владислав Панченко озвучил 37 предложений по поступившим темам. В ходе заседания отобрали 23. Порядка пяти тем перешли с прошлого года (например, та же астрофизика, то есть тематика «Новые частицы и редкие процессы во вселенной»). Абсолютно новую тему по металлургии предложил Леопольд Леонтьев, не связанный с членством в Совете, и Совет её одобрил. Член Совета фонда, в прошлом лётчик-космонавт Виктор Савиных предложил тему по космическому зондированию Земли, тесно связанную с соответствующей техплатформой.

Не слишком ли технологично для фонда фундаментальных исследований?

– У любой технологии должна быть научная база. Мы даём деньги именно на неё, а не на постройку спутников.

Как происходит отбор победителей?

– В отличие от инициативных грантов, у нас есть отдельные экспертные советы по всем 23-м ориентированным тематикам. Член Совета, который инициировал данную тематику, курирует её, но сам в работе Совета не участвует. По предложению куратора Советом фонда утверждаются председатель и члены экспертного совета.

Состав экспертных советов – конфиденциальная информация: важно избежать возможного давления на их членов со стороны заявителей.

Всего в каждом совете 7–8 человек.

Председатель совета распределяет заявки по экспертам. Каждую оценивают трое – один член совета и два эксперта, выбранные компьютером из общей базы фонда (около трёх тысяч человек) по тематическому классификатору.

Через онлайн-систему эксперты заполняют по каждому проекту анкету, выставляют ему баллы (от одного до пяти) и пишут краткое заключение-резюме. Таким образом выстраивается рейтинг проектов по баллам, и на втором этапе экспертизы его рассматривает соответствующий экспертный совет. Он вправе изменить положение проекта в рейтинге или назначить повторную экспертизу.

Сформированные экспертным советом списки рекомендованных проектов отправляются в бюро Совета фонда. На данном этапе это уже рейтинги без указания баллов. По отдельным проектам бюро может потребовать провести экспертизу заново силами других специалистов. Окончательное решение о поддержке принимается на заседании Совета фонда в полном составе. В зависимости от наличия финансирования у фонда принимается решение о границе отсечения верхней части рейтинга проектов.

Может ли член Совета фонда, курирующий «ориентированную» тематику, получить по ней грант?

– Это бывает крайне редко. В прошлом году получателями наших грантов стали лишь Александр Арчаков и Виктор Савиных.

А члены экспертных советов по 23-м направлениям?

– Запретить им участвовать и побеждать мы не можем. Естественно, при экспертизе собственной заявки член Совета временно выходит из него. Кроме того, запрещено привлекать к экспертизе заявок соавторов работ, написанных заявителями.

В то же время мы, как и все мировые научные фонды, подбираем в эксперты людей, уже побеждавших в наших конкурсах. Они лучше знают процедуры и механизмы оценки, а наличие опыта работы по гранту дополнительно подтверждает высокую квалификацию.

Когда будут подведены итоги конкурса?

– Первое заседание бюро Совета РФФИ назначено на 1 июля.

Какую информацию о проектах вы планируете опубликовать в открытом доступе?

– В этом году мы впервые разместили на сайте список всех поступивших заявок, и теперь мы, после того как пройдёт экспертиза, опубликуем информацию о поддержанных проектах и их аннотации, предоставленные авторами. И второе: у нас в этом году стартовал отдельный конкурс целевых ориентированных работ совместно с ОАО «Российские железные дороги» (три тематики, 80 миллионов рублей паритетного финансирования фонда и «РЖД»), и по нему мы впервые сделаем доступными для всех заявителей резюме экспертов. Естественно, резюме анонимные.

Почему публикация этих сведений возможна только для конкурса с «РЖД»?

– По остальным, как предполагаем, начнём публиковать данные со следующего года – слишком много технических сложностей, плюс необходимо подготовить к этому шагу самих экспертов.