http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=5d2cb818-3a8b-4500-942f-ee477b0a75bb&print=1© 2024 Российская академия наук
Правительство Японии намерено ужесточить нормы допуска и пребывания в стране иностранных студентов и стажеров-исследователей в японских университетах и других учреждениях. В первую очередь для лиц, занимающихся передовыми технологиями, которые могут быть использованы в военных целях. Главной угрозой считается Китай.
Это связано, пишет газета Yomiuri Shimbun, с опасением правительства, что через указанную категорию лиц может осуществляться незаконный и неконтролируемый вывоз из Японии военных технологий. Подчеркивается, что имеется в виду вывоз в Китай. Основная цель правительства – предотвратить это.
В первую очередь рассматривается возможность более строгого применения положений закона об иностранной валюте и внешней торговле. В положениях закона, как считается, много слабых мест, и без дополнительных разъяснений в руководящих документах однозначно их трудно трактовать. Поэтому, согласно правительственным источникам, был признан необходимым пересмотр руководящих документов, пишет газета.
Япония намерена идти в ногу с другими странами, ужесточая свои правила. США регулируют допуск к передовым технологиям иностранцев независимо от срока их пребывания в стране. Как примеры подозрительных случаев приводятся получение иностранными гражданами средств от зарубежных организаций или когда подтверждается, что они имеют связи с военными организациями.
Правительство было вынуждено ужесточить правила, поскольку считается, что Китай направляет студентов за границу для приобретения передовых иностранных технологий. В этом цель принятой в КНР в 2008 году «Программы тысячи талантов». В ее рамках из КНР в Японию по контрактам выезжают исследователи для проведения своих работ.
Можно заметить, что в китайской «Программе тысячи талантов» во многом использован опыт японской политики научного обмена. Японская политика освоения мировых достижений в технологиях до конца 1960-х годов строилась на массовой стратегической закупке патентов даже без четкого понимания, где можно практически их использовать. Но, с другой стороны, запуск в производство любого нового агрегата или устройства подкреплялся патентами с беспроблемным с точки зрения права массовым выпуском новейшей продукции в Японии.
В конце 1960-х годов руководство Японии и, главное, ведущие бизнес сообщества страны осознали, что нужны собственные научные разработки, чтобы сохранять достигнутые результаты в экономике. Тем более что начался процесс глобализации в мировой экономике, да и во многих других сферах. Было принято решение внедрить обучение английскому языку в качестве средства мирового общения. Постепенно изучение английского начало расширяться и углубляться. Сейчас он введен в дошкольных учреждениях в игровых формах. Увеличивается количество часов в программах средней школы и вузов с наращиванием практических занятий. В школе как норма они проводятся двумя учителями – японцем и носителем языка. И это финансируется из государственного бюджета. Подобный подход обеспечивает учебные и научные связи университетов Японии и США. До недавнего времени такой обмен развивался довольно свободно и между КНР и США.
Также было обращено внимание на отставание страны в фундаментальных исследованиях. Отмечалось, например, что в стране практически нет нобелевских лауреатов, развивались преимущественно прикладные исследования. Многие японские молодые ученые начали выезжать на работу в США, где условия для исследований были лучше. Была поставлена задача на развитие фундаментальных исследований.
В результате на конец 2020 года в стране уже было 24 нобелевских лауреата. Из них 19 получили награды начиная с 2000 года. Многие из них работали в США и получили совместные награды с американскими учеными. Но большинство вернулись в Японию и продолжали исследования на родине.
После завершения церемоний вручения нобелевских наград 2020 года японская газета Yomiuri Shimbun в редакционной статье с сожалением отмечала, что представителей Японии среди лауреатов не было. 19 лауреатов – это «результат, накопленный в прошлом, который вознаграждается сейчас». Констатируется, что «в настоящее время количество и качество японских исследовательских работ значительно снизились по сравнению с работами в США и Китае». Но, видимо, это не совсем так, если Китаю есть что заимствовать в Японии.
Политизированность научного обмена вместе с жестким коммерческим подходом к фундаментальным исследованиям становится опасной для всего человечества. Это показала пандемия COVID-19. Япония с ее высокоразвитой фармацевтикой могла бы организовать производство вакцины у себя в стране. Но понадеялась на свои возможности закупить вакцины в США и странах Европы.
В ноябре–декабре 2020 года в Токио были проведены специальные совещания, на которых обсуждали ход подготовки к вакцинации. Но с началом ее в феврале выяснилось, что контракты по поставкам вакцин не выполняются. Правительства стран, где производились вакцины, требовали от фармкомпаний поставки вакцин в первую очередь в свои страны, прежде чем обеспечивать экспортные контракты. В результате в Японии планы вакцинации срывались.
В апреле намечалось завершить вакцинацию медперсонала и граждан в возрасте 60+. На начало мая было вакцинировано около 3% населения. Сейчас началась авральная вакцинация. А на будущее две фармацевтические компании работают над собственными японскими вакцинами.