http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=5e508d7b-ac07-4c3b-90a7-2a03cef95d43&print=1© 2024 Российская академия наук
И дело не только в том, что эти книги представляют собой необычайно увлекательное чтение, но и в том, что их авторы, демонстрируя владение различными методологическими подходами к изучению прошлого, создают целостную картину минувшего во всем его человеческом, интеллектуальном, конфессиональном, социально-политическом, природном многообразии. Прежнее 13-томное издание с аналогичным названием выходило в 60-е годы прошлого века, когда советская гуманитарная наука находилась в жестких идеологических рамках, что не могло не отражаться на целеполагании любых исследований. Как справедливо писал в предисловии к новому изданию А. Чубарьян (он является главным редактором "Всемирной истории"): "С тех пор в исторической науке России да и всего мира произошли огромные принципиальные изменения. С отказом российских историков от формационной парадигмы как универсального и единственного критерия для раскрытия и понимания истории человечества перед российской историографией открылась возможность плюралистического взгляда на ход мировой истории".
На рубеже XVIII и XIX веков само понятие времени, его влияния на людей стало неотъемлимой частью культуры
Предлагая синхронную модель исследований Древнего мира, Средневековых цивилизаций Востока и Запада, Нового времени, авторы в отличие от своих предшественников советской поры вовсе не накладывают западноевропейскую матрицу на историю других стран и континентов. Не отказываясь от идеи единства человеческой истории, ощутимое при глобалистском подходе к изучению прошлого, они подчеркивают региональные и даже локальные особенности развития, проявляют интерес к частной, повседневной жизни, которую восстанавливают со скрупулезной тщательностью. Макро- и микроисторические процессы оказываются взаимодополнительными, создают стереоскопическую картину прошлого. Это требует не только научного педантизма, но и научной дерзости. Именно в контексте одновременно существовавших цивилизаций с особой ясностью открываются индивидуальности различных наций и народов. И естественно, что при таком обращении к прошлому разрушаются многие стереотипы, которые казались незыблемыми еще несколько десятилетий назад. В этом смысле весьма примечателен том, посвященный Средним векам, который завершается блестящей статьей П. Уварова "Роскошь феодализма". Наверное, впервые в отечественной, да и не только в отечественной, науке столь ярко раскрывается богатство экономической, социально-политической, интеллектуальной и художественной жизни великой и разнообразной эпохи, явно недооцененной в советской историографии.
Авторы этого фундаментального труда не навязывают своего понимания смыслов исторического процесса, они стараются избегать субъективизма в отношениях с историей. Но кто как не историки знают, что в любом научном исследовании прошлого неизбежно проявляются озарения и заблуждения настоящего времени. И не случайно предисловие к этому новому изданию озаглавлено "Всемирная история: взгляд из ХХI века". Хотим мы того или не хотим, но настоящее предлагает, а в иных случаях и диктует выбор той оптики, с помощью которой мы разглядываем прошедшие времена. И провоцирует поиски смыслов, даже если они нам в тягость.
Хотя христианство совсем не случайно называют религией историков, история как наука в современном смысле этого слова родилась на рубеже ХVIII и ХIХ веков, когда само понятие времени, его движения, его влияния на людей стало неотъемлемой частью культуры. Как известно, в средневековом сознании драма Христа происходила "здесь и сейчас", и именно это определяло повторяемость минувших событий. Даже в эпоху Возрождения пространство поглощало время. Великие географические открытия, открывшие неведомые страны и континенты, в большей степени влияли на культурное сознание общества нежели изменяющееся время. Только немецкие, французские и британские романтики не просто уравняли время и пространство в интеллектуальном и эмоционально-психологическом бытии, конечности окружающего мира они предъявили бесконечность времени. И человечество начало новую игру со временем. Ведь мы всегда примеряем прошлое на настоящее, поступки ушедших людей - на свои собственные.
МЫ вглядываемся в прошлое, чтобы разгадать свое будущее, свою судьбу. И часто ошибаемся - читаем неверно
Не случайно выдающийся французский историк Марк Блок в период оккупации, незадолго до своей мученической смерти в застенках гестапо в 1944 году написавший "Апологию истории", и его сподвижник по журналу "Анналы" Люсьен Февр утвердили одно из важнейших современных направлений исторической науки, которое изучает человека во времени. Его изменения, его пластичность, его восприимчивость ко всему, что несет с собой меняющееся настоящее, переходящее в будущее. Его отягощенность прошлым. Марк Блок начинает свою книгу с того детского вопроса, который вынесен в название этих заметок: "Папа, объясни мне, зачем нужна история". Этот вопрос задают не только дети. И ответить на него пытаются не только историки. Ведь история - это не просто набор положительных или отрицательных героев, положительных или отрицательных примеров. Нам нужно не только знание, но и понимание. Мы вглядываемся в прошлое, чтобы разгадать свое будущее, свою судьбу. И очень часто ошибаемся - то ли читаем неверно, то ли разгадываем бездарно. Но есть важные книги, которые уменьшают этот огромный риск ошибок. Уверен, что новая шеститомная "Всемирная история", три тома которой уже пришли к читателям, одна из них.