РЕКТОРЫ ОДОБРИЛИ НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

21.06.2012

Источник: Наука и технологии России, Σ Муравьёва Марина

О законопроекте «Об образовании в Российской Федерации»

В июле законопроект «Об образовании в Российской Федерации» наконец-то внесут на рассмотрение в Госдуму. Прошло почти шесть лет с того момента, как на одном из заседаний союза ректоров возникла идея разработать новый ФЗ. Когда в 2010 году документ впервые вынесли на широкое обсуждение, то руководители вузов высказались о нём крайне негативно. Началась долгая и скрупулёзная работа по его совершенствованию. Изложить свои предложения могли все желающие: сайт, где обсуждали документ, посетило свыше 12 миллионов человек. В общей сложности на законопроект поступило несколько тысяч замечаний. Их обобщением занималась специально созданная комиссия во главе с советником Президента РФ Вениамином Яковлевым. И вот теперь всем заинтересованным лицам вроде бы удалось достичь договорённости.

«На последнем этапе экспертизы законопроекта мы расставляли акценты. Главный вопрос касался того, как рассматривать образование – как услугу или как деятельность, – сказал на круглом столе в ИА «Росбалт» ректор Московской государственной юридической академии О.Е. Кутафина Виктор Блажеев. – Мы отстояли позицию, что это всё-таки деятельность».

Очень важно было убрать из закона слово «услуга», поддержал коллегу ректор Новосибирского технического госуниверситета Николай Пустовой: «Вуз – это не киоск и не парикмахерская, оказывающая услуги».

От этой трактовки во многом зависит волнующий всех вопрос о сохранении принципа бесплатности образования. Предыдущие версии ФЗ подвергались беспощадной критике именно из-за того, что в нём якобы была ориентация на платное образование. «На самом деле это во многом надумано, – заверил президент Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина Альберт Владимиров. – В законопроекте написано о бесплатном дошкольном и школьном образовании. А в отношении высшего сказано, что государство гарантирует бюджетные места не менее 800 студентам на 10 тысяч населения в возрасте до 30 лет. Фактически это та же самая норма, которая была и в действующем сейчас законе об образовании».

Только от Российского союза ректоров на новый ФЗ поступило около 3 тысяч замечаний. По словам Владимирова, почти все они учтены в итоговой версии документа. Причём некоторые из них имеют революционное значение. Достаточно привести несколько примеров. Так, в законопроекте введён третий уровень образования – наряду с бакалавриатом и магистратурой – аспирантура. Её выпускники теперь будут получать не только научную степень, но и диплом преподавателя или исследователя. Второй пример – из законопроекта убрали уровень начального профобразования (НПО). И это притом, что от руководства страны мы постоянно слышим о нехватке высококвалифицированных рабочих. По мнению Альберта Владимирова, проблемы НПО для государства не решены и вряд ли будут решены в ближайшие годы.

«Для вузов Дальнего Востока очень важно, что в новом законе заложены принципы развития мобильности, – сказал ректор Тихоокеанского госуниверситета Сергей Иванченко. – Впервые прописано сетевое взаимодействие между вузами. Например, в сентябре мы создаём ассоциацию с вузами Китая. Будем работать по совместным программам, учебным планам. Теперь это позволяет закон».

Закон должен стимулировать развитие сильных вузов и жёстко обращаться с теми, которые выбрасывают балласт на улицу, заявила генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина: «Пора заканчивать с административно-командным стилем управления в образовании. Во многих университетах накоплен положительный опыт, и его надо отразить в ФЗ. На мой взгляд, в документ нужно ввести две главы. Первая: у каждого образовательного учреждения должна быть программа развития. И вторая: нужно чётко прописать, что такое воспитание. С советских времён этот термин воспринимается нами с идеологическим подтекстом. Сейчас он имеет совсем другое значение. Это нужно отразить в документе».

В целом ректоры довольны новым законом об образовании. Он удобен с точки зрения применения, считает Виктор Блажеев. Важно, что в законе сформулированы общие принципы и нормы, закреплены базовые положения. Все остальные вопросы будут регулироваться в штатном порядке.



©РАН 2024