http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=5f64fd0e-2993-45de-b49b-02b549ecbd0a&print=1© 2024 Российская академия наук
Фонд «Династия» и агентство «Информнаука» при экспертной поддержке журнала «Российские нанотехнологии» 21 февраля провели заседание научного кафе «Нанотехнологии + макроденьги = ?», посвящённое развитию этого актуального для России направления научных исследований.
В начале дискуссии, проходившей в клубе «Петрович», ведущая кафе Любовь Стрельникова напомнила присутствующим, что нанотехнологический бум, начавшийся в мире около 20 лет назад с появлением в арсенале учёных новых инструментов исследования, сейчас докатился и до России. Но почему такую важность данное научное направление приобрело именно сегодня? Ведь эти технологии как природа, так и человек «освоили» уже давно; те же средневековые алхимики в поисках философского камня невольно производили с веществами такие манипуляции, которые мы сейчас называем модным словом «нано». Любовь Стрельникова считает, что нанотехнологии являются очередным и закономерным этапом научно-технического прогресса. Ведь именно в наномасштабе сходятся сейчас интересы современной физики, химии и биологии.
Отвечая на вопрос об основных точках роста фундаментальной науки в области нано, академик Михаил Алфимов, директор Центра фотохимии РАН и главный редактор журнала «Российские нанотехнологии», согласился с ведущей и отметил, что наука в своём развитии прошла эволюционный путь от микро к нано, и основным результатом на сегодняшний день является то, что исследователи уже умеют получать нанообъекты и манипулировать ими. Новая задача фундаментальной науки — научиться конструировать из «нанодеталей» макрообъекты, «приручая» законы природы в полученных структурах. Однако, по оценкам академика Алфимова, результаты этих исследований будут заметны лишь после 2015 года не только из-за сложности поставленной задачи, но и из-за отсутствия специалистов в этой области как в России, так и за рубежом.
По словам академика Михаила Алфимова, новая задача фундаментальной науки — научиться конструировать из «нанодеталей» макрообъекты, «приручая» законы природы в полученных структурах
По мнению Михаила Алфимова, общество должно помочь учёным в прогнозировании наиболее перспективных и востребованных направлений в развитии нанотехнологий. К определению трендов необходимо привлечь экспертов из широкого круга областей, в том числе гуманитарных, провести масштабные социологические исследования. Сам академик наиболее многообещающей областью применения нанотехнологических разработок считает медицину.
Но чего же не хватает российским учёным, чтобы достичь успеха и занять лидирующие позиции на мировом рынке нанотехнологий? Одна из причин — нехватка квалифицированных специалистов — уже была названа. Александр Озерин, член-корреспондент РАН, директор Института синтетических полимерных материалов им. Н.С. Ениколопова РАН, отметил, что развитие нанотехнологий в России тормозит нехватка политической воли у руководства нашей страны. По мнению Озерина, усилия учёных должны быть направлены прежде всего на улучшение качества жизни людей, и потому основными областями применения нанотехнологий должны стать здравоохранение, охрана окружающей среды, жильё, транспорт, средства связи; однако государство не ставит перед учёными конкретных целей, способствующих решению этих задач. В инициированной около года назад государственной программе по развитию российских нанотехнологий нет чёткого целеполагания, которое позволило бы учёным сосредоточить свои усилия на ключевых направлениях исследований.
Александра Озерина поддержал профессор Леонид Гохберг, проректор Высшей школы экономики, директор Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ, отметив, что для успешного выхода России на мировой рынок нанотехнологий необходимо провести в стране реальные и эффективные экономические реформы.
За последние 8-10 лет государственное финансирование науки выросло вдвое, а доля России на мировых высокотехнологичных рынках
Член-корреспондент РАН Александр Озерин перечисляет основные области применения нанотехнологий — здравоохранение, охрана окружающей среды, жильё, транспорт, средства связи продолжает составлять всего 0,3%. Выход из сложившейся ситуации Леонид Гохберг видит в создании по западным образцам так называемых «Centers of excellence», в построении системы измерения эффективности технологий и экспертной оценки того, когда и какие области нанотеха дадут прорыв на мировых рынках.
Отвечая на упрёки учёных в отсутствии целеполагания со стороны государства, Андрей Петров, генеральный директор государственной дирекции ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы», возразил, что на сегодняшний день все необходимые решения со стороны государства приняты: определены институты, выделено финансирование, созданы инструменты управления — федеральная целевая программа, государственная корпорация, к анализу и финансированию проектов в области нанотехнологий подключен Российский фонд фундаментальных исследований. При этом, пояснил Андрей Петров, государство не пытается развивать нанотехнологии форсированными темпами, так как ожидает реакции общества и именно на него возлагает задачи определения приоритетов развития нанотехнологической отрасли. Внедрение нанотехнологий в нашу повседневную жизнь предполагает новый уровень культуры и восприятия, поэтому должно сформироваться экспертное сообщество из числа видных футурологов, социологов и психологов, способных дать компетентную оценку результатам внедрения нанотехнологий, готовности людей принять эти технологии и спрогнозировать их будущее влияние на нашу жизнь. В настоящий момент такое экспертное сообщество ещё не образовалось.
Александр Костинский, представлявший на научном кафе государственную корпорацию «Роснанотех», заверил собравшихся, что как раз в его корпорации цели чётко определены с момента принятия закона о её организации: к 2015 году доля России должна составлять не менее 4% мирового рынка нанотехнологий. Задача «Роснанотеха» не тратить, а инвестировать государственные средства в наиболее перспективные технологии, поэтому корпорация включается в процесс взаимодействия с учёными . Руководитель дирекции ФЦНТП Андрей Петров убеждён: для развития наноисследований государство предприняло всё — определены институты, выделено финансирование, созданы инструменты управления том этапе, когда уже есть конкретные опытно-конструкторские разработки, привлекательные для бизнесменов. Одной из основных задач государственной корпорации Александр Костинский назвал стимулирование крупного бизнеса к инвестициям в нанотехнологии. Наиболее перспективными направлениями с точки зрения «Роснанотеха» являются: нанобиотехнологии, материаловедение (в частности создание новых катализаторов), оптика и электроника (в частности разработка светодиодов). Именно в этих направлениях начнётся финансирование примерно двух десятков пилотных проектов уже со второй половины 2008 года.
Владимир Мордкович, доктор химических наук, руководитель лаборатории Объединённого центра исследований и разработок, а также председатель экспертного совета по нанотехнологиям Группы «Онэксим», рассказал гостям кафе, что представители крупного бизнеса понимают перспективность развития нанотехнологий в России и готовы вкладывать финансовые средства в создание новых продуктов на основе «нано». Независимый экспертный совет как раз был создан для определения технологий, которые представляют наибольший интерес с позиции их перспективности, а также квалификации научного коллектива и состояния конкурентной среды в этой области. Владимир Мордкович выразил надежду, что Группа «Онэксим» — это только «первая ласточка» среди представителей крупного российского бизнеса, и что по мере развития внутреннего рынка нанотехнологий найдутся и другие частные инвесторы.
Свой собственный взгляд на нанотехнологии у Георгия Малинецкого, доктора физико-математических наук, профессора, замдиректора по научной работе Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. Он считает, что нанотехнологическая инициатива — блеф, очередной способ «освоить» По образному сравнению замдиректора Института прикладной математики РАН Георгия Малинецкого, нанотехнологии — это отличная «приправа», но пока нет «основного блюда» — передовой экономики, которое можно было бы ею сдобрить государственные деньги, так как в стране нарушен естественный цикл воспроизводства инноваций, а российская экономика на сегодняшнем этапе её развития не готова использовать передовые разработки учёных. Георгий Малинецкий сравнил нанотехнологии с отличной «приправой», но посетовал на отсутствие «основного блюда» — передовой экономики, которое можно было бы ею сдобрить. По мнению Малинецкого, общество вводят в заблуждение: то, что люди делали всегда, теперь принято именовать модным словом «нано», а на самом деле целью как учёных, так и государства должны быть не нанотехнологии, а конкретный результат, полезный продукт. Мировой рынок нанотехнологий уже поделен, и России, где промышленность до сих пор использует устаревшие разработки, будет очень сложно отвоевать свой сегмент в нём.
Подводя итоги научного кафе, ведущая Любовь Стрельникова резюмировала, что встреча высветила характерное явление — общество, чиновники и учёные не могут прийти к взаимопониманию, так как говорят на разных языках. А Светлана Беляева из газеты «Поиск» отметила, что по её впечатлению от состоявшегося разговора, нанотехнологическая инициатива — это самая грандиозная PR-акция в истории науки.