http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=5fdaf6a3-8b89-47fb-9242-8999b1b8400a&print=1
© 2024 Российская академия наук

АНТИПРОБКА

19.09.2007

Источник: Московская среда, Михаил БУРЛЕШИН

Столичные ученые упорядочат движение на магистралях

 В самом начале Нового Арбата располагается Научный геоинформационный центр Российской академии наук (НГИЦ РАН), руководимый дважды Героем Советского Союза, членом-корреспондентом РАН космонавтом Валентином Витальевичем ЛЕБЕДЕВЫМ. Работающие в нем ученые разного профиля занимаются решением одной из самых сложных проблем XXI века - созданием основ единой информационной среды России. Но не забывают они и о насущных нуждах города, в котором живут. Одной из таких решенных ими проблем стало создание по поручению Департамента транспорта и связи правительства Москвы технологии дистанционного мониторинга транспортных потоков столицы.

Проблема автомобильного транспорта давно стала головной болью для городских служб. Аварийщики, ремонтники, медики, спешащие по вызовам, больше стоят в пробках, чем занимаются своим делом. Владельцам личных автомашин тоже приходится нелегко: их поездки на работу превращаются в своеобразную лотерею. Выезжая из дома в одно и то же время, можно приехать и за 15 минут до начала рабочего дня, и на полчаса - час позже.

В столице многое делается для того, чтобы решить проблему. Около станций метро сооружаются подземные парковки, ведется строительство транспортных развязок, прокладываются протяженные тоннели. Уже несколько лет функционирует третье транспортное кольцо и планируется строительство четвертого. Но это облегчает движение лишь на некоторых магистралях, в целом же в столице обстановка продолжает ухудшаться. Чтобы разработать оптимальную схему движения всего московского транспорта, надо одновременно увидеть все двигающиеся по улицам города автомобили. Опыт такого одновременного взгляда на Москву и был смоделирован в НГИЦ РАН, руководимым В.В. Лебедевым.

Проведенная по заданию центра экспериментальная аэрофотосъемка позволила в короткие сроки получить исходные материалы о транспортных потоках по МКАД, третьему, Садовому Бульварному и Кремлевскому кольцам, а также по 16 основным радиальным магистралям. Такая масштабная работа на территории всего мегаполиса была проведена у нас впервые.

Использование разработанного в НГИЦ РАН метода дистанционного мониторинга улично-дорожной сети дало возможность оперативно и, что не менее важно, при наименьших затратах определить скорости движения автомобилей, интенсивность и плотность потока машин, соотношение легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов на магистралях, длину очереди в ожидании проезда и многие другие параметры. Высветилась на материалах дистанционных съемок и проблема парковки автомобилей на проезжей части. Появилась возможность объективно оценить заполняемость и перспективу развития официальных стоянок. С высоты птичьего полета проявились объекты притяжения автомобильного транспорта: торговые терминалы, рынки и другие места, привлекающие москвичей и гостей столицы.

Проведенная в центре В.В. Лебедева работа позволяет решить еще одну важную задачу - объективно оценить экологическое воздействие транспорта на жизнь города. Полученные параметры движения дали возможность оценить уровни загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта и шума вдоль магистралей в зависимости от плотности транспортных потоков, застройки территории и аэродинамики улиц.

Автоматизированная технология дистанционного мониторинга разработана, опробована и готова к практическому использованию. Основной его задачей является организация системы наблюдения, сбора информации и оценки состояния объектов. Но есть и другая немаловажная проблема - принятие управленческих решений для улучшения функционирования наблюдаемой системы и оценка их эффективности. Водителям автотранспорта, да и всем жителям, конечно, интересно знать обстановку на улицах Москвы. Но еще интереснее знать о том, какие меры противодействия заторам, пробкам и авариям на дорогах принимаются, насколько они эффективны. Созданная в НГИЦ РАН технология использования материалов аэросъемок поможет ответить и на этот вопрос. Она естественным образом впишется в комплексную интеллектуальную транспортную систему (КИТС), внедрение которой предусматривается постановлением правительства Москвы.

В.В. Лебедев считает, что эта система даст желаемый результат, если будет организована сеть, состоящая из зон, охватывающих отдельные магистрали (улицы) на всем их протяжении от центра города до МКАД. В каждой из таких зон ответственности - своя система сбора информации о транспортных потоках, свое табло для участников движения с информацией об обстановке на магистрали и прилегающих улицах. Ответственные сотрудники ГИБДД в этих зонах по ходу дела выявят возможные недостатки в техническом оснащении и неблагоприятные дорожные факторы. Сочетание технических возможностей КИТС и разделение ответственности по зонам обслуживания ГИБДД позволит легче справляться с заторами и пробками. НГИЦ РАН, в свою очередь, может разрабатывать информационные технологии пространственного мониторинга дорожного движения и состояния УДС в интересах служб управления транспортом.

Теперь дело за тем, чтобы предложения ученых получили практическое воплощение.