Зачем космосу человек?
06.09.2011
Источник: Волжская коммуна,
Мария МИХАЙЛОВА
Планетарный конгресс Ассоциации участников космических полетов, который в 24-й раз открылся 5 сентября в гостиничном комплексе «Космос» в Москве
Такое количество звезд мировой космонавтики одновременно можно увидеть только на Планетарном конгрессе Ассоциации участников космических полетов, который в 24-й раз открылся 5 сентября в гостиничном комплексе «Космос» в Москве. В столицу приехали около 150 астронавтов и космонавтов из 35 стран мира. Съезд проходит под девизом «Он всех нас позвал в космос» и посвящен 50-летию полета Юрия Гагарина.
Есть что обсудить
Космонавты собрались, чтобы в течение пяти дней обсудить наиболее актуальные вопросы пилотируемой космонавтики, среди которых безопасность полетов и исследования Вселенной, перспективные программы национальных космических агентств, строительство Международной космической станции (МКС), будущее планеты Земля. В планах - посещение космонавтами Саратова, Калуги, Кирова.
Среди гостей форума - представители Роскосмоса, НАСА и Европейского космического агентства, а также национальных ассоциаций космонавтики. В рамках конгресса пройдут «круглые столы», специализированная выставка «Космическая эра: XXI век», пресс-конференции, интервью с космонавтами и даже юбилейный международный вечер в формате «Звездного огонька», посвященный Юрию Гагарину.
Союз человека и техники в условиях дальних полетов выглядит как наиболее оптимальная перспектива для большинства мировых космических программ
Присоединение Луны
Главной стратегической целью, вокруг которой должно строиться все развитие космонавтики, должно стать освоение Луны, считает академик РАН Борис Черток, советский и российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников Королева. Выступая на конгрессе, он твердо заявил, что «пилотируемая космонавтика должна существовать и будет существовать».
После экономического кризиса космические государства задумываются над необходимостью пилотируемой космонавтики. Ведь современные открытия, связанные с фундаментальной наукой, дальней космонавтикой, нашей Вселенной, сделаны не космонавтами, а автоматическими космическими аппаратами, такими приборами и обсерваториями, как Хаббл, Кеплер и им подобными. Но Борис Черток предлагает рассмотреть этот вопрос с позиции стратегии развития всей космонавтики. И ее главную задачу он видит в присоединении Луны к Земле. «Одной из стратегических задач является превращение Луны в базу, позволяющую разрабатывать ее ресурсы и строить на ней научные обсерватории», - считает академик.
Союз человека и техники
Опыт космонавтов и астронавтов, побывавших в космосе, показывает, что они могут работать там в качестве монтажников, ремонтников, сборщиков самой сложной аппаратуры. «В процессе создания необходимых баз и жизненных условий на Луне не обойтись без активного участия человека», - отмечает Черток.
Академик также считает, что пилотируемая космонавтика решит вопрос нехватки места на геостационарной орбите для спутников связи. Как выразился ученый, «они там толкают друг друга, можно сказать, локтями, и чем дальше, тем труднее будет найти место, куда втиснуть еще один спутник». Черток полагает, что между государствами развернется «страшная конкуренция» за место на геостационарной орбите для очередного спутника. Выход академик видит в размещении на геостационаре трех больших платформ. Ученый считает, что на таких платформах, собранных при помощи человека, «находились бы сотни, а может, и тысячи ретрансляторов». Так что союз человека и техники в условиях дальних полетов выглядит как наиболее оптимальная перспектива для большинства мировых космических программ.
Комментарии
Георгий ГРЕЧКО, космонавт:
- Сейчас заканчивается «Марс-500» – полет на Марс на Земле, еще Королев задумал эту вещь. Вот теперь, я считаю, мы должны проиграть «Марс-500» на орбите, уже в условиях невесомости. Потом, я считаю, нужно лететь на астероиды, и после такого полета надо лететь на Марс.
Юрий КАРАШ, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского:
- У России есть проект пилотируемой орбитальной станции - отправить к Марсу пилотируемый комплекс в сопровождении флотилии пилотируемых аппаратов. Прекрасный вариант «гибридной миссии», где будут использоваться как люди, так и автоматы. Первый полет беспосадочный. С пилотируемого комплекса будут управлять флотилией автоматических аппаратов, работающих как на околомарсианской орбите, так и на поверхности Марса. Некоторые из этих роботов стартуют с поверхности Марса, доставят образцы грунта на борт пилотируемого комплекса, и комплекс вернется к Земле.
Игорь ЛИСОВ, редактор-обозреватель журнала «Новости космонавтики»:
- Люди после прекращения «лунной» программы летают исключительно по околоземной орбите на орбитальных станциях. Здесь мы знаем практически все, что нужно: знаем, как прожить полгода, год и более в условиях невесомости. Возникает вопрос - а зачем? Просто наблюдение Земли из космоса и изготовление каких-то сверхчистых или других интересных веществ на орбите сами по себе окупить пилотируемую программу не могут. Программа такого масштаба оправдана, если перед нами стоит дальнейшая цель освоения космоса человеком. То есть базы на Луне, экспедиция на Марс, далее — везде.