http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=62c541f4-b78a-415c-bd12-31280dc7f0a4&print=1
© 2024 Российская академия наук

СМОКИНГ ДЛЯ ФИЗИКА

29.03.2013

Источник: Газета.ру, Александра Борисова

О церемонии вручения Премии по фундаментальной физике

Церемония вручения Премии по фундаментальной физике была событием светского формата. Приветственный коктейль, black-tie-мужчины, декольтированные (немногочисленные) дамы, оскароносный ведущий – Морган Фриман – и знаменитые гости – Денис Мацуев и Сара Брайтман.

Однако разговоры за коктейлем велись совсем не светские: о физике говорили не только мужчины в костюмах, но и дамы в платьях и даже дамы в сари и других ярких национальных нарядах тоже были физиками. О физике шутил и Морган Фриман, начав со сравнения экономических проблем кризисного периода с физическими законами.

Герои вечера — лауреаты премии — выглядели на сцене слегка растерянными. Нечасто ученых балуют приглашениями на сцену и светом софитов (надо сказать, исключение составляли американцы, сохраняющие непосредственность всегда и везде).

Андрей Линде, физик российского происхождения, который выступал с ответной речью от имени всех лауреатов прошлого года, признался: «Мне страшно выступать перед такой аудиторией, но что делать!» Действительно, ученые — люди, которым цивилизация обязана прогрессом и благами, все больше и больше отходят на второй план. «Ботаники» не в моде, да и платят им не много — куда лучше быть моделью или футболистом. Вот агент Марио Балотелли недавно вообще заявил, что его клиент по ценности подобен шедевру Леонардо да Винчи «Мона Лиза». На эту тему в русском языке есть масса поговорок («язык без костей», «бумага не краснеет» и так далее), но факт остается фактом: вечное и необходимое — наука и искусство — вытесняется кричащим сиюминутным.

Хотим мы этого или нет, сегодня бал правят массмедиа. Мелькают на экране и совершают турне по миру актеры, футболисты, политики. Не ученые, не космонавты, не инженеры. Вот и мальчики хотят играть в футбол, а не корпеть над книгами или 15 лет жизни готовиться к, возможно, единственному в жизни космическому полету. Но дело в том, что массмедиа идут за деньгами, которые стали мерой всех вещей. Плохо это? Наверное.

Можно ли это использовать во благо? Можно! Потому что когда три миллиона получает ученый, а не футболист, его показывают по телевизору. В смокинге, раздающего автографы и здоровающегося за руку с Морганом Фриманом.

И миллионы мальчишек у голубых экранов вдруг узнают, что быть успешным — не значит пинать мяч и скандалить.

«Раньше, когда выступал перед студентами, я говорил им: если у вас есть возможность избежать судьбы физика, сделайте это. Быть физиком — все равно что быть поэтом. Вы не сможете перестать писать стихи, это будет больно. Физика принесет вам творчество, принесет вам моральное удовлетворение, но не принесет денег. Я повторял это из года в год, но в этом году произошло нечто новое. Я произнес эту фразу, и студенты засмеялись. И тогда я подумал: они ЗНАЮТ. Что ж, теперь, кажется, придется изменить фразу: вы можете заработать, занимаясь теоретической физикой», — сказал Андрей Линде.

Думаю, у рассмеявшихся студентов стимулов следовать за своим учителем стало немного больше. Бессмысленно обвинять людей в меркантильности или говорить о том, что такого рода продвижение приведет в науку «не тех» людей. Нет людей «тех» и «не тех». Есть способные и нет, рожденные для науки и нет. А таланты распределены равномерно — среди бедных и богатых, столичных и деревенских, тихих и озорных. Самое большое, что потеряет наука, взяв «не того» аспиранта, — его 3–5-летнюю зарплату. Если это «не его» — он уйдет (кстати, получив прекрасное образование и опыт работы для продолжения созидательной деятельности в других областях), а вот если «его»... Наука, мир выиграет очень много. И ошибиться тут сложно. Как сказал Андрей Линде, физика — как поэзия: начав, остановиться трудно.

Необходимость изменения «модной» парадигмы признал и один из основателей Google Сергей Брин, комментируя совместное с Юрием Мильнером и Марком Цукербергом учреждение еще одной премии — по медицине. «Излечение болезней должно цениться выше, чем удачный удар в спорте», — заявил Сергей Брин.

Надо сказать, что главный гость вечера — великий Стивен Хокинг (ему единственному премию вручал сам Мильнер) — сам по себе является примером того, что можно быть «богатым и знаменитым», не будучи сильным молодцеватым пинателем мяча. Инвалид, лишенный возможности двигаться и общающийся с миром лишь с помощью искусственного синтезатора голоса, Хокинг, без преувеличения, является властителем умов. «Хотя тело мое неподвижно и я могу говорить с вами только через компьютер, мой ум свободен» — этими словами закончился короткий фильм, представлявший Стивена Хокинга во время премии.

Знаменитый американский журналист Чарли Росс, вышедший на прямую связь с Женевой из своей нью-йоркской студии, задал экс-руководителю эксперимета ATLAS Фабиоле Джанотти вопрос «американских налогоплательщиков»: а зачем нам фундаментальная наука сейчас, когда кризис, нет денег на медицину и так далее?

Ответ получился неприятным и даже несколько агрессивным, но абсолютно правдивым: кроме того что развитие фундаментальной науки в конечном счете оборачивается практической пользой для масс людей (примеры интернета и электричества уже набили мозоль на языке), наука — залог сохранения человека как вида: способность мыслить — это единственное, что отличает нас от животных.

Есть, пить и тыкать в тачскрин айпада — еще не быть человеком. И если для того, чтобы напомнить об этом, нужны три миллиона долларов, они должны появиться в нужное время в нужном месте. То есть в Женеве в форме премии для ученых, а не в Лондоне в форме оплаты за очередного футболиста. Иначе нам не выжить.