http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=6331bccf-2e91-4a34-8e5c-2e2715eefcbd&print=1© 2024 Российская академия наук
При этом почти половину расходов должны будут составить бюджетные средства. Сейчас, по различным оценкам, расходы на исследования и разработки в России составляют около 1%, тогда как в Евросоюзе этот показатель близок к 3% ВВП.
Впрочем, стремление Минобрнауки к европейским ориентирам понравилось далеко не всем. Против удвоения затрат на науку выступил министр финансов Алексей Кудрин. Он заявил, что не согласен с большей частью предложений стратегии. В частности, Кудрин выступил против освобождения от налога на добавленную стоимость ввозимого в Россию оборудования для научных исследований. По словам министра финансов, эта мера противоречит российскому законодательству и нормам ВТО. Кудрин высказался также против идеи освобождения от налога на прибыль доходов банков при кредитовании инновационных предприятий. Примечательно, что и сами ученые не считают налоговые льготы ключом к созданию в России инновационной экономики. Как заявила "Газете" завотделом Научно-организационного управления РАН Марина Соколова, в стране сегодня отсутствует инфраструктура для коммерческого оборота инноваций . "Даже авторы перспективных идей не могут найти средства для завершения своих разработок и не могут легально продать на рынке свое ноу-хау", - поясняет Марина Соколова. "Государство должно не только провозглашать благие цели, но и создавать механизмы их достижения", - считает она. Сегодня же при попытке продать ноу-хау разработчики наверняка столкнутся с претензиями государства, поскольку подавляющее большинство изобретений сделано за счет госбюджета. Кроме неясных прав на интеллектуальную собственность инновационную экономику тормозит отсутствие специальных норм для венчурного капитала. При прочих равных условиях частные владельцы предпочитают не вкладывать средства в высокорисковый венчурный бизнес.
Вчерашнее заседание правительства - не первая попытка найти рыночный механизм воспроизводства инноваций . В марте 2002 года Владимир Путин подписал "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". А в августе 2005 года правительство приняло "Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года". На основании этих документов министры утверждают разнообразные федеральные и отраслевые целевые программы, а также списки приоритетных НИОКР. Однако с рыночными механизмами продвижения инноваций правительство так и не определилось.
Сама идея перехода к инновационной экономике, естественно, поддерживается. "Россия должна добиться научно-техноло-гического и инновационного прорыва, что является условием ее выживания в условиях глобальной конкуренции", - заявил вчера премьер Михаил Фрадков. По его мнению, акцент на развитие науки и технологий должен стать таким же сильным, как в тридцатые годы в Советском Союзе. "Надо, чтобы бизнес понял, что если он сегодня не пойдет в нанотехнологии, то пропустит все на свете и будет в лучшем случае в телогрейке работать на скважине, которой будут управлять наши друзья и партнеры", - обрисовал перспективу премьер-ми-нистр. (Под нанотехнологиями обычно понимают создание искусственных механизмов размером с молекулу, которые смогут восстанавливать повреждения организма на клеточном уровне и манипулировать атомами как частями детского конструктора.)
Идея бюджетного финансирования нанотехнологий оказалась близка Александру Жукову. Вице-премьер заявил вчера даже о необходимости сформировать национальную программу развития нанотехнологий. "Нанотехнологии в этом веке станут тем же, чем раньше была атомная бомба, а потом информационные технологии", - пояснил Жуков. По его словам, в настоящее время, в отличие от многих других направлений, в сфере исследований нанотехнологий Россия не отстает от других государств. "Но если мы не сделаем это национальной программой, то мы отстанем", - предупредил вице-премьер.
Примечательно, что вслед за президентскими национальными проектами министры все чаще предлагают свои собственные варианты национальных программ. Если на прошлом заседании правительства Михаил Фрадков предложил считать национальной программой электроэнергетику, то на вчерашнем заседании кандидатом в национальные программы стала нанотехнология.
Впрочем, наноэйфория стратегию политики государства в отношении науки и инноваций на период до 2010 года не спасла - она была направлена на доработку. Основные претензии вызвало, как и следовало ожидать, лоббирование налоговых льгот. Не понравился и слишком узкий горизонт планирования. По словам Михаила Фрадкова, правительству нужна стратегия не на четыре года, а на период до 2015-го или даже до 2020--2025 годов. В соответствии со вчерашним решением правительства новый вариант научной и инновационной стратегии должен быть подготовлен к 1 марта 2005 года